О формировании Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год и перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2005 году



Минэкономразвития России подготовило предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2005 году и определило параметры их финансирования по направлениям и конкретным мероприятиям (государственные капитальные вложения, НИОКР и прочие нужды). По результатам данной работы сформированы предложения по предлагаемым к финансированию программам и объектам.

Подготовленный проект перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, состоит из 54 программ и 84 подпрограмм.

Финансирование федеральных целевых программ в 2005 году предусматривается в объеме 257,3 млрд. рублей (в 2004 году - 179,9 млрд. рублей), в том числе 137,88 млрд. рублей государственных капитальных вложений, из них 5,8 млрд. рублей на программу "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" (в 2004 году - 54,8 млрд. рублей, из них - 3,5 млрд. рублей на программу "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики"), 24,9 млрд. рублей НИОКР (в 2004 году - 19,5 млрд. рублей) и 94,4 млрд. рублей, прочих расходов (в 2004 году - 105,6 млрд. рублей).

Существенный рост капитальных вложений и сокращение категории "прочие расходы" обоснованы повышением прозрачности бюджета путем перевода ряда расходов капитального характера, ранее финансировавшихся разрозненно по различным разделам федерального бюджета, в программную часть ФАИП. Так в 2005 году в Федеральную адресную инвестиционную программу включены:

государственные капитальные вложения в объеме 59,65 млрд. рублей, ранее финансировавшиеся по разделу 26 - Дорожное хозяйство (подпрограмма "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-20 10 годы)");

государственные капитальные вложения в объеме 8,7 млрд. рублей, ранее финансировавшиеся по разделам 04 - Национальная оборона и 05 -Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства (программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2002-2007 годы");

государственные капитальные вложения в объеме около 1,7 млрд. рублей по разделу 08 - Сельскохозяйственное производство (программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы").

Для реализации федеральных целевых программ в 2005 году предусматривается привлечение значительных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. По предварительным оценкам на 1 рубль федеральных средств будет привлечено около 4,1 рублей из указанных источников.

В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций реализация федеральных целевых программ на 2005 год будет базироваться на следующих приоритетных направлениях государственного инвестирования одобренных Правительством Российской Федерации:

инвестирование в объекты федерального значения социальной сферы, в том числе науки, образования, здравоохранения и культуры (Федеральная программа развития образования - предусматриваемый объем финансирования из федерального бюджета - 3,5 млрд. рублей, программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" - 3,2 млрд. рублей, "Интеграция науки и высшего образования России" - 0,26 млрд.рублей);

поддержка стратегически значимых инвестиционных проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, в том числе в сфере противодействия террористической деятельности (программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" - 2,8 млрд. рублей, Федеральная космическая программа России - 18,2 млрд. рублей, программа "Глобальная навигационная система" - 2,7 млрд. рублей);

осуществление природоохранных мероприятий, создание условий безопасной жизнедеятельности и ликвидация последствий чрезвычайных конфликтных ситуаций (программы "Экология и природные ресурсы России" - 1,2 млрд. рублей, "Преодоление последствий радиационных аварий" - 0,55 млрд. рублей);

развитие стратегически важных для страны направлений транспортной и производственной инфраструктуры (программы "Модернизация транспортной системы России" - 93,3 млрд. рублей, "Электронная Россия" - 2,3 млрд. рублей, "Энергоэффективная экономика" - 3,37 млрд. рублей, "Развитие гражданской авиационной техники России" - 3,09 млрд. рублей);

модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий, а также привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы (программа "Жилище"- 15,9 млрд. рублей);

развитие научной и технологической базы, формирование системы поддержки инновационной деятельности (программы "Национальная технологическая база" - 1,9 млрд. рублей, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" - 2,4 млрд. рублей, "Международный термоядерный реактор ИТЭР" - 0,085 млрд. рублей).

Для реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год выделяются государственные капитальные вложения в размере 187,78 млрд. рублей или 263 % к уровню 2004 года в сопоставимых ценах. При этом 132,07 млрд. рублей или 70,3 % от общего объема средств направляется на реализацию федеральных целевых программ.
В 2005 году на реализацию инвестиционных проектов социального комплекса предусматривается 58 млрд. рублей, что составляет 30,9 % средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой.

Как и в предыдущие годы, значительная доля средств направляется на обеспечение жильем граждан Российской Федерации. На жилищное строительство предусматривается 38,4 % от объема государственных капитальных вложений в социальный комплекс или 22,29 млрд. рублей.

Более половины средств, предусматриваемых на жилищное строительство, - 14,7 млрд. рублей намечено направить на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Важнейшей составной ее частью является подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, направленная на решение острейшей социальной проблемы - обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы и граждан, уволенных в запас. Для ее реализации в 2005 году намечаются государственные капитальные вложения в объеме 8,95 млрд. рублей, что выше уровня 2004 года на 19% (в сопоставимых ценах). Это позволит предоставить субсидии на приобретение жилья около 11 тыс. семей.

Не менее серьезной проблемой остается обеспечение жильем кадровых военнослужащих (включая Минобороны России). На ее решение предусмотрено 7,37 млрд. рублей (в 2004 году - 6,85 млрд. рублей).

Таким образом, для обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, предлагается направить 16,32 млрд. рублей (в 2004 году - 13,6 млрд. рублей), что составляет около 73 % от объема государственных капитальных вложений, предусматриваемых на жилищное строительство.

Другая, не менее неотложная проблема, - обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. В 2005 году на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" выделяется 587 млн.руб., что в 6 раз превышает в сопоставимых ценах уровень 2004 года.

Будет продолжено финансирование мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На эти цели предусматривается 1,01 млрд. рублей.

По-прежнему актуален вопрос обеспечения жильем вынужденных переселенцев. Планируемые в 2005 году объемы государственных капитальных вложений на обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев составляют 250 млн. рублей (на уровне 2004 г.).

На строительство жилья для молодых семей предусматриваются бюджетные средства в сумме 350 млн. рублей.

Учитывая социальную значимость федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, а также важность решения задачи обеспечения самостоятельности и независимости судебной системы, в 2005 году на обеспечение жильем судей и работников аппаратов судов выделяется 221 млн. рублей.

Выделяемые на жилищное строительство государственные капитальные вложения способствуют активизации привлечения для целей жилищного строительства средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятий и организаций. За счет всех источников финансирования в 2005 году ожидается, что ввод общей площади жилых домов составит около 38,5 млн. кв. метров.

Финансирование строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должно осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации, местных органов власти и других привлеченных источников. Однако, учитывая ограниченность средств в региональных и местных бюджетах, государство оказывает адресную поддержку модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. На финансирование строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства в 2005 году направляется 1,84 млрд. рублей, в том числе на реализацию подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса

Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" - 1,15 млрд. рублей. Это будет способствовать привлечению и внебюджетных средств в коммунальную сферу.

На строительство метрополитена в 2005 году предусматриваются средства в размере 3,65 млрд. рублей, что позволит продолжить строительство линий метрополитена в 11 городах Российской Федерации и в городе Волгограде подземной части скоростного трамвая.

В 2005 году будет продолжено финансирование таких федеральных целевых программ, как: Федеральная программа развития образования - 1,82 млрд. рублей, "Дети России" на 2003-2006 годы - 1,27 млрд. рублей, "Культура России (2001 - 2005)" - 3,79 млрд. рублей. В целом объем государственных капитальных вложений по отраслям "Образование", "Здравоохранение", "Культура" составит 17,85 млрд. рублей, или 30,8 % средств, предусмотренных на социальный комплекс в 2005 году.

Одним из приоритетных направлений в 2005 году является повышение эффективности использования научных разработок, результатов фундаментальных и прикладных исследований в целях инициирования структурных преобразований в экономике на базе формирования и развития технологической базы секторов "новой экономики".

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2005 год по отрасли "Наука" предусмотрены государственные капитальные вложения в размере 1,16 млрд. рублей, в том числе на федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы -209,1 млн. рублей, федеральную целевую программу "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" - 63,9 млн. рублей.

Инвестиционная поддержка будет оказана Российской Академии наук и ее отделениям. На эти цели выделяются государственные капитальные вложения в объеме 855,1 млн. рублей.

В 2005 году будет продолжено финансирование строительства и реконструкции объектов федеральных органов государственной власти. На эти цели направляются государственные капитальные вложения в объеме 8,75 млрд. рублей.

На развитие и поддержание производственных комплексов выделяется 85,45 млрд. рублей, что составляет 45,5 % средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2005 год против 10,6 млрд. рублей в 2004 году.

В соответствии с приоритетами государственного инвестирования, средства направляются на модернизацию и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов по внедрению современных технологий для производства конкурентоспособной продукции на предприятиях машиностроительного комплекса, а также на проведение работ по обеспечению безопасности, в том числе экологической, функционирования объектов энергетики, транспорта, водного и лесного хозяйств.

Средства, в основном, выделяются на реализацию таких федеральных целевых программ, как: "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" - 69,3 млрд. рублей, "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года - 3,3 млрд. рублей, "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы - 0,67 млрд. рублей, "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" - 1,1 млрд. рублей.

На развитие специального комплекса в 2005 году направляется более 23% средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой. Это обеспечит реализацию важнейших проектов и мероприятий оборонно-промышленного комплекса, техническое перевооружение и модернизацию высокотехнологичных и наукоемких производств в рамках федеральных целевых программ "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", Федеральная космическая программа России на 2001-2005 годы, "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 оды)", "Мировой океан", "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы, "Антитеррор" (2005-2007 годы).

Будет продолжено финансирование проектов федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы".

 

Новые программы

В проекте федерального бюджета на 2005 год намечено профинансировать важнейшие федеральные целевые программы, разрабатываемые по поручениям Президента Российской Федерации и до настоящего времени не утвержденные в установленном порядке. Это:

"Государственная граница Российской Федерации";

"Антитеррор";
"Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ";
"Промышленная утилизация вооружения и военной техники";

"Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние";

"Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации";
подпрограммы "Возрождение исторического ядра г. Владимира", "Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России с учетом восстановления производства стратегических материалов (СМ) и малотоннажной химии".

Также к финансированию предлагается программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", разрабатываемая по распоряжению Правительства Российской Федерации.

По итогам проделанной работы на реализацию мероприятий программы "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов Вооруженных Сил Российской Федерации и Российского агентства по государственным резервам, приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние", представленной на утверждение в Правительство Российской Федерации, в 2005 году предусмотрено выделение 1255,8 млн. рублей, в том числе: государственные капитальные вложения - 775,1 млн. рублей, НИОКР - 51,8 млн. рублей, прочие нужды - 428,9 млн. рублей.
Минобороны России, государственным заказчиком программы, "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации на период 2004-2020 годы" представлены в Минэкономразвития России проекты концепции программы и распоряжения Правительства Российской Федерации о ее разработке, которые Минэкономразвития России согласовало. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 900,0 млн. рублей (государственные капитальные вложения).

Программа "Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых государств" (государственный заказчик Минобрнауки России) в настоящее время находится на согласовании в Минфине России. С МИД России и Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации проект программы согласован. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 175,87 млн. рублей.
Проект Программы "Государственная граница Российской Федерации" (государственный заказчик ФСБ России) отправлен на доработку в ФСБ России. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 1452,7 млн. рублей (государственные капитальные вложения).

Проект программы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" (государственный заказчик Минпромэнерго России) прошел экологическую экспертизу, а согласованный проект распоряжения Правительства Российской Федерации о разработке проекта программы представлен в Правительство Российской Федерации. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 6528,0 млн. рублей (прочие нужды и НИОКР).

По программе "Антитеррор" (государственный заказчик ФСБ России) в Минэкономразвития России представлены проекты концепции программы, программы и постановления Правительства РФ об ее утверждении, согласованные Минфином России, Минобороны России, ФСО России, СВР России, Минюстом России. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 2121,8 млн. рублей, в том числе: на капитальные вложения - 717,7 млн. рублей, на НИОКР - 1156,6 млн. рублей, прочие нужды - 247,5 млн. рублей.

Проект программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" в настоящее время дорабатывается по замечаниям Миэкономразвития России и Минфина России. На 2005 год из федерального бюджета на реализацию мероприятий проекта программы предусмотрено выделение 578,3 млн. рублей, в том числе: на НИОКР - 40,4 млн. рублей, прочие нужды - 537,9 млн. рублей.

Включенные в перечень программы в максимальной степени готовы к их утверждению в установленном порядке и неоднократно прорабатывались в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Так проект программы "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов Вооруженных Сил Российской Федерации и Российского агентства по государственным резервам, приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние" представлен на утверждение в Правительство Российской Федерации. Проект программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации на период 2004-2020 годы" одобрен на Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации 16 июля 2004 г., а распоряжение Правительства Российской Федерации о ее разработке согласовано в Минэкономразвития России. Проекты программ "Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых государств" и "Антитеррор" в настоящее время согласованы с Минфином России, и другими заинтересованными федеральными министерствами и агентствами. Проекты программ "Государственная граница Российской Федерации" и "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" находятся в высокой степени готовности, завершая стадию согласования.

С учетом приближения сроков окончания работы над проектом федерального бюджета на 2005 год и принимая во внимание важность разрабатываемых программ и высокую степень их готовности Минэкономразвития России предлагает включить их финансирование в 2005 году и утвердить указанные программы в установленном порядке до конца 2004 г.

 

Нефинансируемые проекты программ

Вместе с тем ряд проектов федеральных целевых программ рассматривался Минэкономразвития России, но в настоящий момент недостаточно проработан, чтобы предлагать начать их финансирование в 2005 году. По некоторым их них возможна доработка с последующим открытием финансирования в 2006 году, по некоторым предлагается финансировать в 2005 году часть ключевых мероприятий по непрограммной части. Это - федеральная целевая программа "Строительство и реконструкция 1000 физкультурно-спортивных комплексов в субъектах Российской Федерации", Федеральная целевая программа по выводу из кризиса боеприпасной промышленности, подпрограммы "Защита населения от вирусных гепатитов", "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации на период до 2010 года", "Реабилитация военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций".

 

Закрываемые в 2004 году федеральные целевые программы

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации ряд федеральных целевых программ и подпрограмм завершаются в 2004г.:

"Развитие органов федерального казначейства (2000-2004 годы)";

"Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)";

"Старшее поколение (2002-2004 годы)";

"Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)";

подпрограммы "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Использование биологических ресурсов Мирового океана", "Международно-правовые вопросы и их политический аспект" ФЦП "Мировой океан";

подпрограммы "Возрождение Волги", "Отходы", "Прогрессивные технологии картографо-геодезического обеспечения", "Леса", "Регулирование качества окружающей природной среды", "Поддержка особо охраняемых природных территорий" ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Минэкономразвития России как государственный заказчик - координатор федеральной целевой программы "Мировой океан" подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Мировой океан" в части завершения в 2004 году подпрограмм "Международно-правовые вопросы и их политический аспект", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Использование биологических ресурсов Мирового океана" федеральной целевой программы "Мировой океан". Проект постановления после его согласования будет в установленном порядке представлен в Правительство Российской Федерации.

Срок реализации федеральных целевых программ "Развитие органов федерального казначейства", "Развитие налоговых органов", "Старшее поколение" заканчивается в 2004 году, поэтому решения Правительства Российской Федерации о завершении указанных программ не требуется.

Указанные выше федеральные целевые программы и подпрограммы, по которым признано целесообразным завершить их реализацию в 2004 году, в проект перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году не включены.

Кроме того, в 2005 году прекращается реализация 10 программ, не финансировавшихся в 2004 году:

"Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания";

"Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации (1990-2005 годы);

"Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах";

"Развитие почтовой связи Российской Федерации на 1994-2005 годы";

"Увеличение производства сахара в Российской Федерации в 1997-2000 годах и на период до 2005 года";

"Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации ("Руда")";

"Добыча, производство и потребление лития, бериллия. Развитие производства талана, ниобия и олова на предприятиях Минатома России (1997-2012 годы)";

"Реформирование и развитие станкостроительной и инструментальной промышленности России на период до 2005 года";

"Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти";

"Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Прекращение реализации федеральных целевых программ вызвано тем, что указанные программы носят отраслевой характер и не соответствуют приоритетным направлениям государственного инвестирования и принципам формирования и реализации федеральных целевых программ, одобренным Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что программы не финансировались из федерального бюджета последние 3 года (за исключением строек и объектов по программе "Развитие медицинской промышленности", которые финансируются по непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы) и государственные заказчики не представляли отчеты о ходе их реализации в 2002 - 2003 годах, прекращение их реализации не окажет негативных последствий на рост промышленного производства и социально-экономическое развитие экономики страны.

 

Механизмы реализации

С учетом внедряемых новых подходов к формированию федеральных целевых программ и для успешной их реализации необходима корректировка соответствующей нормативной правовой базы. В этой связи Минэкономразвития России готовит проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация".

Часть предложений касается повышения обоснованности и ужесточения процедур принятия решений о разработке федеральных целевых программ. Предусматривается формулирование предложений о разработке новых федеральных целевых программ осуществлять в виде концепции этих программ и после согласования ее в установленном порядке утверждать решением Правительства Российской Федерации. Формирование концепции программ предлагается осуществлять на вариантной основе.

Предусматривается уточнить функции государственного заказчика и функции государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы и ряд других изменений.



Закрыть окно