О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год за первое полугодие 2007 года



Основные итоги реализации федеральных целевых программ
за I полугодие 2007 года
Основные проблемы, возникшие в ходе реализации федеральных целевых программ в I полугодии 2007 года
Проведенный анализ хода выполнения федеральных целевых программ за I полугодие 2007 г. показывает, что отставание в достижении основных показателей реализации федеральных целевых программ, допущенное в I квартале 2007 года, устранено не в полном объеме. При этом по ряду параметров показатели реализации программ ухудшились по сравнению с тем же периодом 2006 года.
По ряду программ имеет место отставание в заключении контрактов, в достижении предусмотренных на отчетный период плановых значений целевых индикаторов и показателей. Не обеспечивается в установленных объемах финансирование федеральных целевых программ, в том числе, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, медленно осуществляется корректировка федеральных целевых программ. В отчетном периоде наряду с недостатками в реализации действующих федеральных целевых программ также имело место низкое качество работы ряда государственных заказчиков по подготовке и внесению в Правительство Российской Федерации концепций и проектов новых федеральных целевых программ.
В условиях ограничений финансирования в I квартале 2007 года инвестиционных проектов программ за счет средств федерального бюджета ряд государственных заказчиков за отчетный период не принял меры по использованию других источников финансирования, включая внебюджетные источники и средства бюджетов субъектов Российской Федерации, что привело фактически к срыву реализации части федеральных целевых программ в I полугодии 2007 г. По ряду строек и объектов финансирование не начато до настоящего времени.
В I полугодии 2007 г. по-прежнему медленно обеспечивалось государственными заказчиками пообъектное распределение государственных капитальных вложений по нерасшифрованным позициям Перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год. Ряд госзаказчиков своевременно не представил документы, подтверждающие наличие утвержденной проектной документации по объектам.
В течение I полугодия 2007 года не предоставлялись субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год (подпрограмма "Автомобильные дороги" программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"), так как Минтранс России совместно с Росавтодором предложения по распределению субсидий по объектам строительства и реконструкции автомобильных дорог представлял в Минэкономразвития в течение трех месяцев (март-май), хотя первоначально установленный срок - 1 марта 2007 года.
В I полугодии 2007 г. также не предоставлялись субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе автомобильных дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения), так как Минтранс России совместно с Росавтодором несвоевременно подготовил правила предоставления указанных субсидий.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" средства для предоставления субсидий были закреплены за Минфином России и переданы Росавтодору для перечисления субъектам Российской Федерации только после принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год".
В I полугодии 2007 г. не осуществлялось перечисление средств на реализацию мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилья, так как Минрегион России несвоевременно подготовил Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа.
Среди основных причин, не позволивших в I полугодии текущего года достичь запланированных результатов следует выделить следующие:
- несвоевременное проведение конкурсов на выполнение НИОКР, работ по стройкам и объектам;
- несвоевременная подготовка нормативных правовых актов, обеспечивающих выполнение Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год";
- несвоевременное заключение договоров по софинансированию программных мероприятий с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- наличие ограничений финансирования по ряду строек и объектов в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие проектной документации, и регистрационных документов.
Анализ представленных государственными заказчиками отчетов (форм) по итогам I полугодия 2007 года показывает, что ситуация с представляемой государственными заказчиками информацией, в том числе с государственной статистической отчетностью, в целом улучшилась. Вместе с тем отдельные государственные заказчики по-прежнему недостаточно ответственно относятся к подготовке отчетных докладов.
В установленные сроки (до 25 июля 2007 г.) государственными заказчиками были представлены в Минэкономразвития России отчеты о ходе реализации федеральных целевых программ за I полугодие 2007 г. только по 21 программе. Отчеты по 25 программам были представлены с опозданием.
При анализе отчетности государственных заказчиков выявлен ряд существенных недостатков, в частности:
- 2 государственных заказчика не представили копии государственной статистической отчетности, направленной в Росстат по следующим программам: "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы (Минобороны России), "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (Минпромэнерго России);
- в отчетах по 2 федеральным целевым программам данные, представленные государственными заказчиками в различных разделах отчетов, не корреспондируются между собой ("Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (Минпромэнерго России), "Юг России" (Минрегион России).
- по программе "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах" (Минобороны России) представленные в отчете данные не соответствуют утвержденному в программе объему финансирования за счет внебюджетных источников.
По 12 федеральным целевым программам представленные государственными заказчиками данные по объемам привлеченного софинансирования по федеральным целевым программам за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, значительно отличаются от данных, представленных государственными заказчиками в Росстат.
По 3 программам расхождения в данных государственных заказчиков и Росстата варьируются от 380 млн. руб. до 470 млн. руб. ("Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)", "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года").
По 6 программам расхождения варьируются от 15 млн. руб. до 100 млн. руб. ("Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, Программа развития Калининградской области на период до 2010 года, "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы", "Юг России", "Социальное развитие села до 2010 года").
По 3 программам данные, представленные государственными заказчиками в Росстат по софинансированию за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников, превышают те же данные государственных заказчиков, представленные в Минэкономразвития России: "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" - на 1,4 млрд. руб.; "Дети России" на 2007-2010 годы - на 75,5 млн. руб.; "Русский язык (2006-2010 годы)" - на 5,5 млн. руб.
Федеральные целевые программы, государственные заказчики которых не смогли обеспечить в I полугодии 2007 г. их эффективную реализацию:
"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" (Минздравсоцразвития России);
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (Минпромэнерго России);
"Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" (Минрегион России);
"Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" (Минздравсоцразвития России);
"Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" (МЧС России).

Итоги реализации Федеральной адресной инвестиционной программы
за I полугодие 2007 года
Основные показатели реализации
Федеральной адресной инвестиционной программы
Федеральная адресная инвестиционная программа на 2007 год была сформирована исходя из объемов капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ (программная часть), а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов, на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации (непрограммная часть).
Расходы федерального бюджета, предусмотренные на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году, утверждены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" в размере 500,14 млрд. руб.
В I полугодии 2007 г. в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 год, был внесен ряд изменений, которые касаются как состава подлежащих финансированию объектов, так и объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию.
В частности, принятыми поправками на 10,12 млрд. руб. были увеличены расходы федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году. Таким образом, лимит государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году, составил 510,26 млрд. руб. В рамках программной части предусмотрены средства в размере 298,99 млрд. руб., что составляет 58,6% от общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели. На финансирование мероприятий непрограммной части предполагается направить бюджетные ассигнования в размере 211,27 млрд. руб. или 41,4% от лимита государственных капитальных вложений на год.
Бюджетные ассигнования на специальные работы, входящие в государственный оборонный заказ, в 2007 году в рамках программной и непрограммной частей Федеральной адресной инвестиционной программы составляют 95,9 млрд. руб., или 18,8% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы.
Предусмотренные в рамках программной части Федеральной адресной инвестиционной программы бюджетные ассигнования будут направлены на реализацию 43 федеральных целевых программ. В разрезе основных комплексов эти средства будут распределены следующим образом:
- производственные комплексы - 177,4 млрд. руб., или 59,3% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программной части Федеральной адресной инвестиционной программы;
- социальный комплекс - 62,9 млрд. руб., или 21,1%;
- специальный комплекс - 58,6 млрд. руб., что составляет 19,6%, из них специальные работы, входящие в государственный оборонный заказ - 53,9 млрд. руб.
Предусмотренные в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы бюджетные ассигнования в размере 211,3 млрд. руб. будут реализовываться, в том числе в разрезе основных комплексов:
- социальный комплекс - 128,2 млрд. руб., или 60,7% от общего объема бюджетных ассигнований на реализацию непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы;
- производственные комплексы - 34,9 млрд. руб., что составляет 16,5%;
- специальный комплекс - 48,1 млрд. руб., или 22,8%, из них специальные работы, входящие в государственный оборонный заказ - 42,0 млрд. руб.
Таким образом, рост государственных капитальных вложений на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году по сравнению с 2006 годом составляет 142,8 млрд. руб. в ценах соответствующих лет, или 38,9%. Увеличение объемов капитальных вложений, направляемых на стройки и объекты программной части, составило 64,9 млрд. руб., по непрограммной части - 77,9 млрд. руб.
В рамках программной части Федеральной адресной инвестиционной программы более половины указанных средств - 38,7 млрд. руб. направлено на стройки и объекты, входящие в состав производственных комплексов. В частности, существенно - на 19,95 млрд. руб. - увеличены объемы государственных капитальных вложений, направленные на стройки и объекты, финансируемые по направлению "Дорожное хозяйство". По направлению "Электроэнергетика" лимит государственных капитальных вложений увеличен по сравнению с предыдущим годом на 16,8 млрд. руб. В рамках социального комплекса программной части федеральной адресной инвестиционной программы лимит государственных капитальных вложений увеличился по сравнению с 2006 годом на 13,5 млрд. руб. Указанные средства были распределены, в том числе, по следующим направлениям: по направлению "Центральные организации" объем бюджетных инвестиций увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,1 млрд. руб., по направлению "Здравоохранение" - на 4,0 млрд. руб., по направлению "Коммунальное строительство" - на 3,2 млрд. руб. Лимит государственных капитальных вложений, предусмотренный на финансирование строек и объектов в рамках специального комплекса, увеличился по сравнению с прошлым годом на 12,8 млрд. руб.
В рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы значительно - на 43,9 млрд. руб. - увеличился по сравнению с 2006 годом объем расходов федерального бюджета, предусмотренный на стройки и объекты, входящие в состав социального комплекса. В том числе, на 24,2 млрд. руб. увеличился объем государственных капитальных вложений, который планируется профинансировать по направлению "Здравоохранение", на 9,6 млрд. руб. - по направлению "Центральные организации". Кроме того, по сравнению с прошлым годом на 3,8 млрд. руб. выросли объемы капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предусмотренные по направлению "Культура", на 3,7 млрд. руб. - по направлению "Наука".
В рамках производственных комплексов непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы лимит государственных капитальных вложений по сравнению с 2006 годом увеличен на 22,3 млрд. руб. В том числе по направлению "Водное хозяйство и охрана окружающей среды" рост бюджетных ассигнований составил 6,9 млрд. руб., по направлению "Электроэнергетика" - 6,3 млрд. руб., по направлению "Медицинская промышленность" - 2,7 млрд. руб., по направлению "Дорожное хозяйство" - 2,2 млрд. руб. Расходы на государственные капитальные вложения, включенные в состав специального комплекса непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, в 2007 году увеличились на 11,6 млрд. руб.
Наибольший объем ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2007 год, направлен на финансирование строек и объектов в рамках производственных комплексов - 212,4 млрд. руб., что составляет 41,6% от общего объема бюджетных ассигнований на указанные цели. Инвестиции в рамках социального комплекса в 2007 году составят 191,2 млрд. руб., или 37,5%. На стройки и объекты специального комплекса в текущем году планируется направить средства в размере 106,7 млрд. руб. или 20,9% соответственно.

О ходе выполнения поручений Правительства Российской Федерации в области подготовки и реализации федеральных целевых программ
По итогам рассмотрения доклада о ходе реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за первый квартал 2007 года Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития России, Минфину России, Минобрнауки России и федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам ФЦП, строек и объектов для государственных нужд подготовить предложения по упрощению процедур разработки и согласования проектов концепций и проектов федеральных целевых программ, расширения прав государственных заказчиков федеральных целевых программ, строек и объектов для федеральных государственных нужд на стадии реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Предложения по упрощению работы с федеральными целевыми программами поступили от 40 федеральных органов исполнительной власти. Минэкономразвития России считает, что часть представленных предложений заслуживает внимания.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. новой редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации существенное изменение претерпит само понятие "федеральная адресная инвестиционная программа", порядок формирования и реализация которой должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Предполагается, что в состав федеральной адресной инвестиционной программы войдут все инвестиционные проекты, реализуемые с использованием средств федерального бюджета (за исключением проектов, реализуемых в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации и концессионных соглашений). По каждой стройке и объекту в составе федеральной адресной инвестиционной программы должна включаться не только информация о главном распорядителе средств федерального бюджета, кодах классификации расходов, государственных заказчиках и заказчиках-застройщиках объекта, объемов государственных капитальных вложений, но и такие инвестиционные показатели как срок строительства, год ввода объекта, объемные показатели в натуральных единицах измерения, воспроизводственная структура капитальных вложений, технологическая структура и другие показатели на весь период строительства. Также предполагается, что формировать и утверждать указанные документы будет Минэкономразвития России, а ведение и заполнение отдельных разделов должно быть возложено на главных распорядителей средств федерального бюджета.


Закрыть окно