О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2008 года



I. Итоги хода выполнения ФЦП за 9 месяцев 2008 г.
Всего за 9 месяцев 2008 г. по данным государственных заказчиков реализовывались государственные контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму 603,6 млрд. рублей, или 83,9% от годовых бюджетных назначений, в том числе с начала 2008 г. заключено контрактов на сумму 396,2 млрд. рублей, или 55,1% от годовых назначений (65,7% от общей стоимости заключенных контрактов).
В отчетный период реализовывались 3611 долгосрочных переходящих контрактов прошлых лет и 16158 контрактов, заключенных с начала 2008 года, включая 603 соглашения с субъектами Российской Федерации на предоставление субсидий по объектам капитальных вложений государственной собственности субъектов Российской Федерации на сумму 96,4 млрд. рублей, или 13,4% от годовых назначений.
В полном объеме заключены контракты на выполнение программных мероприятий Минобороны России по программе "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)". Высокий уровень заключения контрактов на выполнение программных мероприятий в объеме от 90% до 100% годовых бюджетных назначений показали государственные заказчики по 16 программам, по 11 программам - от 75% до 90%, по 13 программам - от 50% до 75%.
На цели финансирования ФЦП за 9 месяцев 2008 г. за счет федерального бюджета фактически было использовано 376,5 млрд. рублей (52,4% от уточненных объемов финансирования, предусмотренных на 2008 г.).
Высокий уровень финансирования достигнут при реализации Федеральной космической программы (81,6%), а также программ "Глобальная навигационная система" (77,6%) и "Социальное развитие села" (65%).
Вместе с тем финансирование по отдельным программам оставалось низким. 3 программы в течение 9 месяцев 2008 г. по тем или иным причинам не финансировались.
Фактическое привлечение государственными заказчиками софинансирования по 38 программам за 9 месяцев 2008 г. достигло 501,9 млрд. рублей, или 47,3% от предусмотренного на год, в том числе за счет: средств региональных и местных бюджетов - 194,8 млрд. рублей (60,1%) и внебюджетных средств - 307,1 млрд. рублей (41,6%).
Превышены задания по привлечению средств в рамках Федеральной целевой программы развития образования (112,4%) и программы "Сохранение плодородия почв и агроландшафтов как национального достояния России" (106,3%).
Высокий уровень софинансирования достигнут по программам "Социальное развитие села" (83,3%) и "Социально-экономическое развитие коренных и малочисленных народов Севера" (70,3%).
Вместе с тем за отчетный период полностью не обеспечено софинансирование на выполнение мероприятий четырех программ.
По оценке Минэкономразвития России, по итогам 9 месяцев 2008 г. наименее эффективной является реализация четырех ФЦП: "Электронная Россия (2002-2010 годы)"; "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы"; "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы"; "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".
Минэкономразвития России также отмечает, что, несмотря на неоднократные поручения Правительства Российской Федерации, отдельные федеральные органы исполнительной власти не обеспечили своевременную подготовку проектов решений Правительства Российской Федерации по корректировке программ в связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, параметров финансирования ФЦП в 2008 году, порядка предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства.
Кроме того, отмечается недостаточная, в целом, эффективность использования средств, направляемых на финансирование НИОКР.

II. Итоги реализации ФАИП за 9 месяцев 2008 г.
В отчетном периоде по стройкам и объектам, осуществляемым в рамках ФАИП (без учета объектов государственного оборонного заказа), было профинансировано 196,2 млрд. рублей, что составляет 47,8 % от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2008 году, в том числе в рамках программной части - 142,4 млрд. рублей (52,9%), непрограммной части - 53,8 млрд. рублей (38,2%).
Кроме того, согласно данным главных распорядителей бюджетных средств, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников было профинансировано 10,1 млрд. рублей, в том числе в рамках программной части - 1,1 млрд. рублей, в рамках непрограммной части - 9,0 млрд. рублей.
Реализация непрограммной части ФАИП:
Финансирование социального комплекса по итогам 9 месяцев 2008 г. составляет 45,5 млрд. рублей, или 40,7% от предусмотренного на год объема бюджетных ассигнований, в том числе жилищное строительство - 52,8%, центральные организации - 46,8%, наука - 46,3%, здравоохранение - 29,1%, образование - 27,2%, культура - 19,3 процента.
Финансирование производственного комплекса осуществлялось в целом несколько ниже среднего и по итогам за 9 месяцев составило 6,6 млрд. рублей, или 29,6% от годового лимита государственных капитальных вложений, в том числе: агропромышленный комплекс - 39,2%, топливно-энергетический комплекс - 55,4%, геология и разведка недр - 93,9%, речной транспорт - 62,4%, воздушный транспорт - 5,6%, связь - 19,4 процента.
Финансирование специального комплекса составило 1,7 млрд. рублей, или 26,1% от годового лимита государственных капитальных вложений.
В целом, согласно Перечню строек и объектов, в 2008 г. финансируются 2240 строек и объектов, из них намеченных к вводу в 2008 г. - 873, в том числе в рамках непрограммной части 739 строек и объектов (вводных - 263), по программной части 1501 стройка и объект (вводных 610).
По данным Росстата, за 9 месяцев 2008 г. введено в действие 79 объектов на полную мощность и 6 - частично. Кроме того, введены 6 объектов из числа предусмотренных к вводу в последующие годы.
Остальные стройки, подлежащие вводу в текущем году, согласно отчетам главных распорядителей бюджетных средств, планируется завершить до конца года.
Минэкономразвития России отмечает отдельные проблемы, которые могут затруднить реализацию бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, планируемые к финансированию в 2009 году.
Прежде всего, это относится к задержкам с принятием нормативных актов о начале строительства.
Отмечаются проблемы в выполнении поручения, предусмотренного Планом действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, об объявлении в декабре 2008 г. конкурсов по государственному заказу на 2009-2010 годы. Не решены также вопросы увеличения установленного размера авансирования работ (услуг) в рамках ФЦП.



Закрыть окно