О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за I квартал 2007 года





Слайды к докладу (архив .zip)

 

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства! Уважаемые коллеги!

1. Вначале я хотел бы напомнить некоторые параметры пакета федеральных программ, которые реализуются в текущем году.

Слайд 2 Финансирование ФЦП в 2004-2007 г.г.

Всего в 2007 году исполняются 46 федеральных целевых программ (без учета закрытых). Но фактически в первом квартале реализовывалось 45 программ, поскольку одна из них (ФЦП “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями”) была утверждена только в мае. Годовой объем их финансирования составляет почти 510 млрд. рублей. Для сравнения: в прошлом году реализовывалась 51 ФЦП, а объем их финансирования составлял 405 млрд. рублей.

То есть, количество ФЦП сократилось, а объем их финансирования вырос на четверть, а в расчете на одну ФЦП - в среднем почти на 40%.

Слайд 3. Финансирование ФАИП в 2004-2007 г.г.

2. Аналогичная картина и по Федеральной адресной инвестиционной программе. Расходы на ФАИП в 2007 году составляют чуть больше 500 млрд. рублей. За счет ФАИП предусмотрено финансирование более 3,5 тыс. строек и объектов (без учета гособоронзаказа). Для сравнения: в 2006 году на финансирование ФАИП было выделено 367 млрд. рублей. Таким образом, расходы на ФАИП в 2007 году возросли на 26,5%.

3. Вывод из этих сравнений очевиден. Значительное увеличение объемов финансирования и, одновременно, сокращение числа программ повышают требования к качеству исполнения программ, - прежде всего, в отношении достижения запланированных результатов. Это касается и госзаказчиков, и федеральных органов, осуществляющих экспертизу, мониторинг и контроль (МЭРТ и Минфин).

4. Если с этой точки зрения подойти к оценке выполнения ФЦП и ФАИП в первом квартале, то она будет неоднозначной. Я хотел бы дать эту оценку по двум основным позициям, которые наиболее существенны для начала года. Это – а) заключение контрактов и б) финансирование программ.

5. По первой позиции – контрактованию - в целом ситуация достаточно благоприятная, есть явное улучшение по сравнению с прошлым годом.

Слайд 4.Реализация ФЦП в I квартале 2006 и 2007 гг

Как известно, одной из основных задач, стоящих перед госзаказчиками в начале года - организация и проведение конкурсов и заключение по их итогам соответствующих госконтрактов.

Всего по данным госзаказчиков в I квартале были заключены и реализовывались контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму более 258 млрд. рублей, или 51 процент от годовых бюджетных назначений на реализацию ФЦП. Для сравнения, в I квартале 2006 года было “законтрактовано” лишь около 30 процентов бюджетных средств. Я считаю, что это знаковая подвижка, она положительно характеризует работу госзаказчиков по данному направлению. В тоже время, по нашим оценкам, исходя из технологии реализации программ, за I квартал должно “законтрактовываться” до 65-70 процентов годового бюджета, так что здесь еще есть резервы и предстоит большая работа.

6. Вторая позиция – ход финансирования программ.

Слайд 5. Задержки в финансировании госкапвложений

Здесь, в начале года, как известно, возникла форс-мажорная ситуация. Новая редакция Закона “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений” (39 ФЗ), вступившая в силу с 1 января 2007 года, устанавливает, что финансирование инвестпроектов допускается только при наличии положительных заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств. И пока 5 марта не вышло постановление Правительства, разъясняющее порядок проведения госэкспертизы проектной документации, все госинвестиции, финансируемые в рамках ФАИП, были заблокированы.

Слайд 6. Фактическое финансирование ФЦП и ФАИП в I кв.

Как следствие, в части госкапвложений I квартале было профинансировано только 2,5 процента от годовых назначений - в то время как в I квартале 2006 года эта цифра составляла 6 процентов. По ФЦП, с учетом НИОКРов и прочих расходов, соответствующая цифра составила 6,6 процентов - против 10% за соответствующий период прошлого года.

Федеральная косм программа – 62% - 24%;

Глонасс – 90% - 18%

Переход к компл по контракту - 27% - 17%

Промутилиз. воор. и воен. техн - 67% - 14%

Создание системы зем. кадастра– 59% - 14%

Антитеррор - 100% - 13%

Должен отметить, что сейчас ситуация выправляется. Судя по оперативным данным, поступающим от госзаказчиков, во II квартале мы выходим на прошлогодний уровень реализации мероприятий по госкапвложениям. По итогам четырех месяцев фактическое финансирование мероприятий ФЦП составило 72,8 млрд. рублей или 14,3 процентов от годовых объемов финансирования. Поэтому данная проблема, на наш взгляд, хоть и медленно, но решается. Но окончательно картина прояснится по итогам первого полугодия.

7. Теперь я хотел бы остановиться на ряде ПРОБЛЕМ, которые обозначились в I квартале и требуют своего решения.

8. ПЕРВАЯ проблема – низкий уровень достижения целевых индикаторов программ, а, в ряде случаев, - их непригодность для мониторинга результативности программ.

Слайд 7. Достижение целевых индикаторов и показателей

Два года назад мы договорились, что для отслеживания хода выполнения программ в каждой из них должны быть установлены численные показатели результативностицелевые индикаторы. Эти показатели должны обеспечивать поквартальный контроль за ходом исполнения программ и при необходимости уточняться.

Хотел бы подчеркнуть, что мы (МЭРТ) понимаем целевые программы прежде всего как инструмент финансирования достижения определенных целевых параметров. Поэтому мы рассматриваем целевые параметры, - и это соответствует духу и букве соответствующих нормативных правовых актов Правительства, - как обязательства заказчиков, которые необходимо выполнить за выделенные средства.

Что мы имеем сегодня? Только по половине действующих ФЦП, по 21 из 45, показатели достигнуты. И в этом смысле следует говорить об успешности их реализации.

Слайд 8. Проблемы с согласованием и выполнением целевых индикаторов

По 14 программам плановые значения индикаторов не достигнуты. Причем, по 3 программам плановые значения не достигнуты по всем показателям. По сути, это говорит о том, что либо программы финансируются без привязки к достижению целей, и, строго говоря, целевыми программами не являются, - либо снижается бюджетная эффективность программ относительно плана.

Наконец, по 10 программам – данные не представлены, либо разбивка показателей по кварталам не согласована.

Конечно, по итогам I квартала рано судить об эффективности программ, по которым не достигнуты целевые индикаторы. Но хотел бы проинформировать, что эти программы взяты на особый контроль. По итогам II квартала МЭРТ проанализирует не только достижение показателей, но и осуществление запланированных мероприятий, с тем, чтобы объективно определить причины невыхода на плановые индикаторы.

Вывод – нужно вносить корректировку в нормативную базу ФЦП, имея в виду более жесткую связь между финансированием и выходом на целевые индикаторы. Видимо, следует проработать механизмы приостановления реализации программ в случае хронического и существенного недостижения запланированных показателей. И считали бы целесообразным поручить МЭРТ по итогам анализа реализации программ за полугодие представить предложения по рассмотрению неэффективно реализуемых программ на уровне Правительства.

Помимо этого, мы просили бы дать поручения Минрегиону, Минтрансу, Минсельхозу и Минпромэнерго в недельный срок завершить согласование уточненных целевых индикаторов и показателей эффективности программ на 2007 год.

Слайд 9. Задержки с корректировкой действующих в 2007 году ФЦП

9. ВТОРАЯ проблема – медленная корректировка действующих программ с целью приведения параметров их финансирования в соответствие с Законом о бюджете.

Всего таких программ было 19. На сегодняшний день остаются неоткорректированными 5 ФЦП. Получается, что деньги на программы выделены, но на что конкретно, в программах не установлено. Поэтому Минфин в таких условиях совершенно справедливо блокирует дополнительные ассигнования до тех пор, пока программа не будет откорректирована.

Слайд 10. Перечень неоткорректированных ФЦП

Цена вопроса составляет 13,7 млрд. рублей, которые предусмотрены законом на реализацию ФЦП, но израсходованы быть не могут. Мы предлагаем поручить заказчикам пяти ФЦП - Минрегиону, Минздравсоцразвития, Минобороны - в двухнедельный срок обеспечить их корректировку и внесение в Правительство.

Слайд 11. Разработка новых ФЦП

10. ТРЕТЬЯ проблема – это то, что разработка новых программ, начинающихся в 2008 году, существенно затянулась. Всего таких программ - восемь.

Срок их подготовки установлен Порядком разработки и реализации ФЦП. Концепции должны были быть разработаны и внесены в Правительство еще в октябре прошлого года. На сегодня из 8 новых концепций внесено в Правительство только пять, одна из которых утверждена.

Программы должны были быть подготовлены к рассмотрению на заседаниях Правительства еще в апреле, но реально внесена в Правительство только одна программа и на подходе еще две. Вопрос о подготовке программ уже рассматривался Правительством 6 и 26 апреля, было дано поручение обеспечить их внесение до 20 мая, но оно не выполнено. Это касается прежде всего трех программ Минрегиона, которые возвращены заказчику на доработку, и программы Росгидромета, которая не вообще не представлена.

Мы предлагаем установить последний, двухнедельный срок внесения в Правительство концепций и проектов программ. В случае нарушения этого срока рассмотреть ход подготовки программ в Правительстве, по ним нужно принимать окончательное решение.

Слайд 12. Задержки с расшифровкой позиций Перечня строек и объектов

11. ЧЕТВЕРТАЯ проблема – затянувшееся формирование Перечня строек и объектов, - прежде всего, в части пообъектной расшифровки позиций, по которым объекты были даны суммарно одной строкой.

В прошлом году было принято решение максимально сократить количество таких позиций. На начало этого года их было 133 на сумму 51,6 млрд. рублей. До 1 марта госзаказчики должны были дать пообъектное распределение позиций для снятия ограничений по финансированию.

Работа эта велась медленно, хотя на сегодняшний день она практически завершена. До настоящего времени остаются нерасшифрованными только три позиции по ФЦП “Социальное развитие села” на 410 млн. рублей (заказчики - Минсельхоз и Россвязи).

Одна из причин – переход на новый порядок расшифровки объектов, который увеличил число согласовывающих инстанций.

Хочу отметить, что в перспективе по новой редакции Бюджетного кодекса нерасшифрованных позиций в Перечне вообще не должно быть. Но в переходный период, до 1 января 2010 года, было бы целесообразно сохранить упрощенный порядок утверждения пообъектного распределения главным распорядителем бюджетных средств, который действовал вплоть до этого года.

Расп. ПрРФ 8.02 – требование расшиф. 133 поз

Расшифровка – отдельным распоряж. ПрРФ

12. И, наконец, ПЯТАЯ проблема – низкое качество предоставления отчетности по ФЦП и ФАИП.

Слайд 13.Проблемы с отчетностью по ФЦП и ФАИП

Состояние дел с отчетностью практически не улучшается. Госзаказчики продолжают нарушать сроки представления отчетности в Минэкономразвития и Росстат, некоторые не представляют вовсе. Приведу две цифры, которые говорят сами за себя: у нас всего 20 заказчиков-координаторов, из них проблемы с нарушением сроков или качеством отчетов в I квартале были у 12.

Например, Минрегион, Минобороны и Минтранс России не представили данные в Росстат по 4 программам, с опозданием на 2-3 недели представили отчеты в Минэкономразвития те же Минрегион и Минобороны, а также Росспорт.

Мы предлагаем поручить всем госзаказчикам установить ведомственными нормативными актами лиц, персонально ответственных за представление отчетности в Росстат и Минэкономразвития.

Слайд 14. ФЦП, по которым работа заказчиков может быть признана эффективной

13. Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, основная часть госзаказчиков выполняет свою работу с должным качеством. По результатам анализа хода реализации ФЦП в I квартале мы отобрали шесть наилучших программ.

Слайд 15. Проблемные ФЦП

14. В то же время по ряду ФЦП ход их реализации следует признать недостаточно эффективной.

Мы предлагаем заказчикам-координаторам (Минрегион, Минздравсоцразвития, МЧС, Минпромэнерго) обратить особое внимание на реализацию этих программ и устранить имеющееся отставание.

15. В целом, следует констатировать, что если исключить влияние отмеченных обстоятельств, связанных с изменением нормативной базы по госкапвложениям, то ситуация с реализацией ФЦП и ФАИП в начале года, в целом, сложилась лучше, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя, конечно, динамика улучшений пока недостаточна.

Более полные сведения о ходе реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в I квартале текущего года представлены в розданных материалах.

Спасибо за внимание!


Закрыть окно