О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2007 года



В соответствии с планом заседаний Правительства Российской Федерации на июнь - декабрь 2007 года Минэкономразвития России внесены материалы по данному вопросу, содержащие доклад о ходе реализации федеральных целевых программ (далее именуются ФЦП) и федеральной адресной инвестиционной программы (далее именуется ФАИП) за 9 месяцев 2007 года, сведения о ходе выполнения ФЦП в разрезе каждой программы, данные о реализации ФАИП, в том числе ее непрограммной части и предложения по совершенствованию работы с ФЦП и ФАИП.
Кроме того, материалы содержат сведения о работе государственных заказчиков по подготовке проектов концепций и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, начиная с 2008 года.
По информации Минэкономразвития России, за 9 месяцев 2007 г. реализовывались 46 ФЦП и 36 подпрограмм, включенных в открытую часть федерального бюджета (2006 г. - 51 программа и 50 подпрограмм).
Минэкономразвития России отмечает, что реализация ФЦП, а также ФАИП в 2007 году направлена на решение важнейших социально-экономических вопросов развития российской экономики, в том числе предусмотренных в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и стратегиях развития отраслей экономики Российской Федерации.
Общий объем финансирования ФЦП на 2007 год за счет средств федерального бюджета с учетом изменений, внесенных в федеральный закон о федеральном бюджете на 2007 год до 1 октября 2007 года составил 522,3 млрд. рублей, в том числе затраты на государственные капитальные вложения (далее - госкапвложения) - 312,6 млрд. рублей, на НИОКР - 49,2 млрд. рублей, затраты по направлению "прочие нужды" - 160,5 млрд. рублей.
Всего за 9 месяцев 2007 года по данным Минэкономразвития России реализовывались государственные контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму 472,41 млрд. рублей или 90,5% от годовых бюджетных назначений.
Для сравнения, за 9 месяцев 2006 года реализовывались государственные контракты на исполнение программных мероприятий (включая контракты прошлых лет) на сумму 276,1 млрд. рублей или 75,9% от годовых бюджетных назначений.
Низкий процент заключенных контрактов показали Мининформсвязи России по программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" - 43,1% и Минздравсоцразвития России по программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" - 47,6 процентов.
За 9 месяцев 2007 года мероприятия федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета фактически профинансированы в объеме 275,34 млрд. рублей (52,7% от объемов финансирования, предусмотренных в 2007 году), в том числе: государственные капитальные вложения - 150,92 млрд. рублей (48,3%), НИОКР - 27,34 млрд. рублей (55,6%), расходы по направлению "прочие нужды" - 97,08 млрд. рублей (60,5%).
Для сравнения, за 9 месяцев 2006 года федеральные целевые программы были профинансированы в объеме 222,5 млрд. рублей (61,2% от объемов финансирования, предусмотренных в 2006 году).
Таким образом, по данным Минэкономразвития России за 9 месяцев 2007 года по финансовым показателям реализация мероприятий федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета отстает от показателей 2006 года, что объясняется поздним началом реализации большинства федеральных целевых программ в связи с отсутствием финансирования в I квартале 2007 года.
В отношении отдельных программ уровень их финансирования из федерального бюджета за 9 месяцев текущего года (от предусмотренного годового объема финансирования) составляет от 13,01% по программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" до 73,7% по программе "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы".
В 2007 году предусмотрено привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников для реализации 35 программ в общей сумме 833,74 млрд. рублей (274,41 млрд. рублей за счет средств региональных бюджетов, 559,33 млрд. рублей за счет внебюджетных источников).
Фактическое софинансирование программ за 9 месяцев 2007 года составило 363,77 млрд. рублей или 43,6% от предусмотренного на год, в том числе: средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 135,61 млрд. рублей (49,4%) и внебюджетных средств - 228,16 млрд. рублей (40,8%).
Для сравнения, за 9 месяцев 2006 года на реализацию мероприятий федеральных целевых программ государственными заказчиками были привлечены средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на сумму 269,71 млрд. рублей, что составило 32,8% от годовых назначений.
Таким образом, по данным Минэкономразвития России, за 9 месяцев 2007 года государственными заказчиками привлечено финансирование на 10,8 процентных пункта больше, чем за соответствующий период прошлого года.
По итогам 9 месяцев 2007 года целевые индикаторы и показатели с разбивкой по кварталам были согласованы государственными заказчиками с Минэкономразвития России по всем 46 программам, финансируемым из федерального бюджета в 2007 году. Сведения о достижении значений целевых индикаторов и показателей были представлены по всем программам, по которым было предусмотрено к выполнению 409 целевых индикаторов и показателей.
Минэкономразвития России на основе разработанной им системы комплексной оценки эффективности реализации федеральных целевых программ с использованием в качестве критериев уровня финансирования и софинансирования программ, объема заключенных контрактов, а также степени достижения целевых индикаторов и показателей распределяет программы по категориям эффективности.
По оценке Минэкономразвития России, эффективной можно признать работу государственных заказчиков 9 федеральных целевых программ, удовлетворительной - 30 программ и низкоэффективной - 6 программ.
К низкоэффективным программам Минэкономразвития России отнесены: "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" (Минздравсоцразвития России); "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" (МВД России); "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (Мининформсвязи России); "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (ФСКН России); "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (Минпромэнерго России); "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-201 годы)" Минпромэнерго России).
Кроме того, с отставанием от запланированных результатов осуществлялась реализация программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)", что объясняется подготовкой к формированию государственной Корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и передачи ей соответствующих финансовых ресурсов.
В связи с реорганизационным периодом реализация мероприятий программы за отчетный период в полном объеме не осуществлялась.
Минэкономразвития России отмечает, что в 2007 году выполнение НИОКР запланировано в рамках 32 федеральных целевых программ на общую сумму 97,6 млрд. рублей. Из них средства федерального бюджета в объеме 49,2 млрд. рублей (50,4%), из бюджетов субъектов Российской Федерации предполагается финансирование в объеме 0,566 млрд. рублей (0,58%), из внебюджетных источников - в объеме 47,8 млрд. рублей (49,01%).
Из указанных 32 федеральных целевых программ лишь в 11 содержатся целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения и влияние НИОКР на достижение целей программ.
По мнению Минэкономразвития России государственным заказчикам-координаторам необходимо усилить контроль за ходом выполнения мероприятий НИОКР через введение соответствующих целевых индикаторов и показателей.
Как следует из доклада Минэкономразвития России, анализ представленных государственными заказчиками отчетов по итогам 9 месяцев 2007 года показывает, что ситуация с представляемой государственными заказчиками информацией, в том числе с государственной статистической отчетностью, в целом удовлетворительна.
В установленные сроки (до 25 октября 2007 года) государственными заказчиками были представлены в Минэкономразвития России отчеты о ходе реализации федеральных целевых программ за 9 месяцев 2007 года только по 11 программам. Отчеты по 30 программам были представлены с незначительным опозданием, с существенным опозданием (более 7 дней) представлено 5 отчетов.
В отчетном периоде продолжалась работа государственных заказчиков по подготовке проектов концепций и федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, начиная с 2008 года.
Федеральным законом от 24 июля 2007 года "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено, начиная с 2008 года, финансирование 6 новых федеральных целевых программ, разрабатываемых по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В настоящее время 2 федеральные целевые программы утверждены Правительством Российской Федерации.
Внесены в Правительство Российской Федерации проекты 3 федеральных целевых программ.
Проект программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы" (Минрегион России) согласовывается заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Для реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) на 2007 год Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" утверждены расходы на государственные капитальные вложения в объеме 500,1 млрд. рублей (в 2006 году - 367,5 млрд. рублей), из которых 299,8 млрд. рублей (60,0%) - расходы на государственные капитальные вложения по 43-м федеральным целевым программам.
Для финансирования непрограммной части ФАИП в федеральном бюджете на 2007 год предусматривалось выделение средств в объеме 200,3 млрд.рублей (40,0%).
Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2007 год (далее - Перечень) и распределение государственных капитальных вложений по ним утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г.
При этом в 2007 году в рамках ФАИП предусмотрено финансирование 3,1 тыс. строек и объектов (2006 году - 5 тыс. строек и объектов), из них 1,3 тыс. строек и объектов, запланированных к вводу, что составляет около 41,9 % от их общего количества.
Кроме того, при утверждении Перечня 133 мероприятия на общую сумму 51,6 млрд. рублей, из них 40,9 млрд. рублей по Росавтодору, не имели пообъектного распределения.
По состоянию на 30 сентября 2007 года в Перечень 5 раз вносились изменения, в результате которых уточненный объем государственных капитальных вложений, предусмотренный на финансирование ФАИП, составил 513,7 млрд. рублей, в том числе по программной части - 302,6 млрд. рублей (58,9 % от общего лимита), по непрограммной части - 211,1 млрд. рублей (41,1 % от общего лимита).
Указанные изменения касались снятия ограничений по финансированию из-за отсутствия проектно-сметной документации по 192 стройке и объекту (118 - относятся к программной части ФАИП и 74 - к непрограммной части), пообъектного распределения 86-ти мероприятий программной части Перечня, уточнения в ряде случаев заказчиков-застройщиков, а также уточнения лимитов государственных капитальных вложений по отдельным стройкам и объектам на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета.
Согласно информации Минэкономразвития России финансирование ФАИП за 9 месяцев 2007 года составило (без учета строек и объектов государственного оборонного заказа) 250,92 млрд. рублей или 48,8 % от общего объема средств, предусмотренных на реализацию ФАИП (за 9 месяцев 2006 года уровень финансирования ФАИП составил 52,5 % от общего объема государственных капитальных вложений), в том числе программная часть профинансирована в объеме 150,92 млрд. рублей или на уровне 48,3 % от годового лимита.
Финансирование государственных капитальных вложений, направленных на реализацию непрограммной части ФАИП (без учета государственного оборонного заказа), составило 100,0 млрд. рублей или 59,2 % от годового лимита (за 9 месяцев 2006 года уровень финансирования составил 61,0 % ).
В рамках непрограммной части ФАИП необходимо отметить высокий уровень финансирования строек и объектов специального комплекса - 85,3 процентов.
Уровень финансирование строек и объектов агропромышленного комплекса за 9 месяцев 2007 года составляет 61,8 %, социального комплекса - 58,3 % , а производственного комплекса - 57,9 процентов.
Освоение указанных средств, согласно отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, составляет 102,1 млрд. рублей или 75,3 % от общего объема профинансированных средств за счет всех источников финансирования.
При этом по агропромышленному комплексу уровень финансирования составил 87,0 %, по социальному комплексу - 72,7 %, производственному комплексу - 87,1 %, по специальному комплексу - 59,9 % от общего объема финансирования строек и объектов за счет всех источников.


Закрыть окно