О формировании Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год и перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2005 году





Слайды к докладу (архив .zip)

 

В рамках формирования бюджета 2005 года в части финансирования Федеральных целевых программ и непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, на основании поручения Правительства от 17 июня 2004 года в целях повышения эффективности бюджетных расходов Минэкономразвития должно было обеспечить в срок до 10 июля распределение выделяемых Министерством финансов на эти цели средств по различным объектам и мероприятиям программ.

Для этого Минэкономразвития провело анализ всех объектов и мероприятий, предложенных субъектами бюджетного планирования к финансированию в 2005 году.

Данная работа проводилась в рамках утвержденной Правительством РФ концепции реформирования бюджетного процесса на 2005-2006 годы и была направлена на решение следующих задач:

Во-первых, заложить базу для отказа в 2006 году от финансирования текущей деятельности министерств и ведомств через Федеральные целевые программы.

Во-вторых, уже в 2005 году обеспечить максимально возможную эффективность использования бюджетных средств, направляемых на финансирование Федеральных программ и объектов непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы.

Таким образом, по объектам и мероприятиям, не в полной мере соответствующим заявленным в Федеральных программах целям и задачам, потребности в финансировании которых, тем не менее, были признаны обоснованными, средства концентрировались на вводных объектах и завершаемых мероприятиях.

Высвобождаемые средства перераспределялись на мероприятия, обеспечивающие наибольший вклад в решение стоящих перед страной задач.

В результате, при реформировании бюджетного процесса и введением в 2006 году ведомственных целевых программ, ресурс Федеральных целевых программ будет полностью сконцентрирован на проектах, дающих максимальный эффект.

Для проведения этой работы в Минэкономразвития России была создана специальная Комиссия и сформированы 5 рабочих групп. В указанные группы были включены представители Минэкономразвития, Минфина, Минобрнауки, Минсвязи (в части информационных технологий) и независимые эксперты. (СЛАЙД 2)

Группы, совместно с представителями государственных заказчиков, рассматривали предложения по финансированию в 2005 году объектов и мероприятий федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП. В ходе работы уточнялись целевые индикаторы и показатели эффективности программ и подпрограмм, необходимость финансирования тех или иных объектов и мероприятий.

Необходимо отметить, что на данном уровне, рассмотрение производилось не исходя из распределения отведенных лимитов, а исходя из реальной потребности в средствах для решения поставленных в программах задач.

Выводы рабочих групп по перечню и параметрам финансирования федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год с соответствующими обоснованиями выбора приоритетных мероприятий: строек и объектов, тематик НИОКР, прочих расходов, анализом эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию, были детально рассмотрены на Комиссии.

С начала июля в Минэкономразвития на уровне Федеральных министров и руководителей Федеральных агентств, проходили совещания по возникшим в процессе работы Комиссии разногласиям.

В результате этой работы были проинвентаризованы объекты и мероприятия всех федеральных программ. Впервые рассматривались в комплексе не только объекты госкапвложений, но и тематики НИОКР, а также мероприятия, финансируемые по статье “прочие расходы”. Анализировалась обоснованность потребности в финансировании каждого объекта и мероприятия. Потребности, признанные обоснованными, и вписывающиеся в бюджет действующих обязательств, включались в проект перечня Федеральных программ на 2005 год. Выходящие за рамки действующих обязательств – заносились в единый Лист ожидания. Лист ожидания ранжировался по вкладу проектов, объектов и мероприятий в решение стоящих перед страной задач и использовался как универсальный инструмент распределения средств, высвобождаемых с мероприятий и объектов, финансирование которых было признано нецелесообразным, а также средств, выделяемых Минфином на финансирование дополнительных обязательств.

Впервые формирование Федеральной адресной инвестиционной программы и распределение государственных капитальных вложений по стройкам и объектам осуществлялось не исходя из спущенных сверху лимитов, а исходя из целей и задач федеральных целевых программ, реализацию которых предусматривается осуществлять в 2005 году. Это безусловно приведет к повышению в будущем году эффективности инвестиционных расходов.

Таким образом, был сформирован проект Федеральной адресной инвестиционной программы и перечень Федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2005 году с параметрами, представленными на СЛАЙДЕ 3.

Рост общих расходов на ФЦП со 179,9 млрд. рублей в 2004 году до 257 млрд. рублей в 2005 связан, во многом, с появлением новых программ, разрабатываемым по поручениям Президента и Совбеза с общим финансированием около 13,5 млрд. рублей.

В перечень вошли “Госграница”, “Антитеррор”, “Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ”, “Промышленная утилизация вооружения и военной техники”, “Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов”, “Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации”, “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”, а также подпрограмма “Создание авиационно-космических материалов”. (СЛАЙД 4)

Также были профинансированы в приоритетном порядке ряд существующих федеральных программ.

Так,

 

В результате, перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году, состоит из 54 программ и 84 подпрограмм.

Абсолютное увеличение объемов финансирования ФЦП и непрограммной части ФАИП составило 104,09 млрд. рублей, которые были распределены в соответствии с приоритетами, определенными в Послании Президента Российской Федерации:

 

На СЛАЙДЕ 5 представлено распределение средств, предусмотренных на финансирование федеральных целевых программ на 2005 год по направлениям расходов.

Существенный рост доли госкапвложений с 30% в 2004 году до 53% в 2005 году в финансировании федеральных целевых программ является безусловно положительным следствием концентрации ресурсов на вводных объектах, на объектах дающих максимальную эффективность вложения, а также концентрации в Федеральной адресной инвестиционной программе государственных капитальных вложений, часть из которых в 2004 году была рассредоточена по различным разделам федерального бюджета, на сумму более 70 млрд. рублей. (СЛАЙД 6)

Так в 2005 году в Федеральную адресную инвестиционную программу включены:

В результате перераспределения средств в пользу наиболее эффективных проектов из Листа ожидания были предложены к финансированию в 2005 году следующие проекты:

 

Укрупненное распределение выделяемых в 2005 году на ФЦП средств по приоритетным направлениям представлено на СЛАЙДЕ 7.

В 2005 году, при сохранении основных пропорций финансирования направлений, несколько увеличилась, по сравнению с нынешним годом, доля средств, направляемых на раздел “Новая экономика”, а также на развитие инфраструктуры.

Структура федеральной адресной инвестиционной программы в 2004 и 2005 годах представлена на СЛАЙДЕ 8.

Вложения в социальную сферу в абсолютном выражении возросли на 16,9 млрд. рублей по сравнению с 2004 годом и составили 58 млрд.рублей или 31% предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2005 год.

Структура государственных капитальных вложений в социальную сферу представлена на СЛАЙДЕ 9.

На жилищное строительство предусматривается около 39 % от объема государственных капитальных вложений в социальный комплекс или 22,29 млрд. рублей.

Более половины средств, предусматриваемых на жилищное строительство, – 14,07 млрд. рублей намечено направить на реализацию федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы, важнейшей составной частью которой является подпрограмма “Государственные жилищные сертификаты”. Для ее реализации в 2005 году намечаются государственные капитальные вложения в объеме 8,95 млрд. рублей, что выше уровня 2004 года на 19% (в сопоставимых ценах). Это позволит предоставить субсидии на приобретение жилья около 11 тыс. семей.

Для обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы, предлагается направить 16,32 млрд. рублей (в 2004 году – 13,6 млрд. рублей), что составляет около 73% от объема государственных капитальных вложений, предусматриваемых на жилищное строительство.

На обеспечение жильем участников ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф в 2005 году выделяется 587 млн.руб., что в 6 раз превышает в сопоставимых ценах уровень 2004 года.

Будет продолжено финансирование мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. На эти цели предусматривается 1,01 млрд. рублей.

Планируемые в 2005 году объемы государственных капитальных вложений на обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев составляют 250 млн. рублей.

На строительство жилья для молодых семей предусматриваются бюджетные средства в сумме 350 млн. рублей.

Объем государственных капитальных вложений по отраслям “Образование”, “Здравоохранение”, “Культура” составит 17,85 млрд. рублей, или около 30 % средств, предусмотренных на социальный комплекс в 2005 году.

Указанные средства в первую очередь будут направлены на реконструкцию и строительство особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации: реконструкцию комплекса зданий Государственного Академического Большого театра России, строительство 2-ой сцены Государственного Академического Мариинского театра в г.Санкт-Петербурге, реконструкцию Российской Государственной библиотеки, в том числе “Дома Пашкова”, строительство фондохранилища Государственного Эрмитажа, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт - Петербургского государственного университета. В целом на реконструкцию и строительство особо ценных объектов направляется около 3 млрд. рублей.

В 2005 году заметно выросли капитальные вложения в производственные и специальный комплексы.

На производственные комплексы выделяется 85,45 млрд. рублей против 10,6 млрд. рублей в 2004 году, что составляет около 46 % средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2005 год. (СЛАЙД 11)

Распределение средств на производственные комплексы позволяет оказать государственную поддержку строительства таких важных объектов, как:

На развитие специального комплекса в 2005 году направляется 44,3 млрд.руб. против 12,4 млрд. рублей в 2004 году более 23% средств предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2005 год.

В результате большой работы, проведенной совместно с государственными заказчиками и Минфином, по формированию параметров финансирования Федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год, эффективность использования выделяемых на эти цели средств заметно увеличится как за счет концентрации средств на вводных объектах, так и за счет перераспределения средств в пользу проектов, дающих максимальный эффект.

Одним из важных показателей этой тенденции являются данные по соотношению новых и пусковых объектов, представленные на СЛАЙДЕ 12.

Если в текущем году 64 млрд. рублей госкапвложений распределялись почти на 3000 объектов, из которых лишь около 22% были вводные, а более 30% - новые, то в 2005 году 187,6 млрд. рублей распределяются на 2210 объектов, из которых лишь 13% новых, и более 30% вводных.

Средняя сумма, выделяемая на один объект, увеличилась с 21 млн. рублей в текущем году до 85 млн. рублей в 2005 году.

В совокупности с ростом доли вводных и снижением доли новых объектов, а также с увеличением более чем в 8 раз финансирования объектов производственных комплексов, эти данные демонстрируют концентрацию инвестиций, являющуюся необходимым условием роста их эффективности.

 

ВЫВОДЫ

  1. Таким образом, сформированная Федеральная адресная инвестиционная программа и перечень федеральных целевых программ на 2005 год направлены на реализацию стратегических целей социально-экономической политики Правительства Российской Федерации.
  2. Использованный в этом году порядок формирования расходов бюджета на 2005 год в части финансирования федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, определенный решением Правительства от 17 июня 2004 года, несмотря на экстремально короткие сроки, можно признать успешным. Считаем целесообразным, в рамках реформирования бюджетного процесса рекомендовать его распространение на формирование бюджета 2006 года с корректировкой сроков.

Закрыть окно