О ходе подготовки перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2005 году





Приложение 1 (архив.zip)
Приложение 2 (архив .zip)
Слайды к докладу (архив .zip)

 

Федеральные целевые программы в системе мер, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в рамках перехода к среднесрочному бюджетному планированию.

Как показывает отечественный и мировой опыт, целевые программы могут служить эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Именно такие методы управления применяются и в странах Европейского Союза, и в США, и в Японии для решения стратегических задач развития, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. Так, в США примерно 50% государственных расходов осуществляется по программно - целевому методу, во Франции – до 80%. К сожалению, в силу объективных обстоятельств этот инструмент в Российской Федерации в последнее десятилетие был недостаточно эффективен и федеральные целевые программы из инструмента консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития во многом превратились в инструмент дополнительного финансирования текущей деятельности органов государственной власти.

Необходимо подчеркнуть, что невысокая эффективность программ в первую очередь и главным образом связана с недоработками государственных заказчиков на всех этапах жизненного цикла федеральных целевых программ, то есть при их формировании, реализации и выработке механизмов контроля, а не с качеством самого инструментария целевого программирования. Необходимость модернизации федеральных целевых программ и повышения их эффективности и результативности диктуется как задачами достижения высоких темпов экономического роста, так и перестройкой государственной системы управления.

В настоящее время основным условием роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, реформирования бюджетной системы, перехода от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”.

Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевых методов.

Важным инструментом реализации обозначенных целей выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Одним из важных элементов бюджетной реформы является переход к многолетнему бюджетному планированию, который создает новые возможности для повышения эффективности программных методов. Не секрет, что годовой цикл бюджетных планов вступал в противоречие с идеологией и практикой применения программных методов, которые по определению должны планироваться на несколько лет. Расширение применения программно-целевых методов, обеспечивающих тесную связь между выделяемыми бюджетными ресурсами и предусматриваемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами, должно стать основным направлением бюджетной реформы.

При переходе к социально-экономическому развитию на основе многолетних планов именно федеральные целевые программы, утверждаемые Правительством Российской Федерации, позволяют обеспечить комплексное и системное решение среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечить прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, пути достижения результатов.

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Федеральные целевые программы - гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования, в том числе из федерального бюджета, обсуждаются на заседаниях Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, находятся в режиме прямого доступа на сайтах Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы (приложения к постановлениям Правительства Российской Федерации).

Федеральные целевые программы являются в настоящее время наиболее отработанным инструментом реализации политики государства с использованием программно-целевых методов. Основными достоинствами и особенностями этого инструмента являются:

В настоящее время разработанный механизм среднесрочного планирования в виде федеральных целевых программ по существу не достаточно увязан с бюджетным процессом среднесрочного планирования.

В первую очередь, недостаточно разработан механизм отбора проблем, решаемых посредством федеральных целевых программ в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны, что отражается нередко в формальном характере обоснования необходимости использования программно-целевых методов. В результате число программ (включая подпрограммы) велико, часть программ незначительны по своему размеру и направлены на решение мелких частных задач, не требующих программно-целевого подхода.

В целом федеральные целевые программы играют значительную роль в консолидации финансовых ресурсов для решения приоритетных проблем. Так в 2003 году при финансировании программ из федерального бюджета в объеме 158 млрд. рублей было привлечено более 1 трлн. рублей средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом рост объемов привлекаемых внебюджетных средств значительно превышает привлечение средств субъектов Российской Федерации (рис.1).

Учитывая, что сложившаяся система организации бюджетного процесса в настоящее время реформируется, важно переориентировать и усилить применение программно-целевых методов и, прежде всего, федеральных целевых программ как основного направления реализации концепции "бюджетирования, ориентированного на результат". Это позволит повысить эффективность использования федеральных средств, направленных на решение приоритетных задач.

При этом должна быть обеспечена преемственность в работе по реализации федеральных целевых программ, проводимой в предыдущие годы.

Согласно одобренным Правительством Российской Федерации приоритетам и критериям отбора программ (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 23) , предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ была направлена прежде всего на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.

Ограничение количества федеральных целевых программ и их проектов позволило приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям федерального бюджета, на деле начать осуществлять принцип полного финансирования программ в установленные сроки.

В результате проделанной за этот период работы оптимизирована структура федеральных целевых программ и подпрограмм, исключены программы, не отвечающие приоритетам, одобренным Правительством Российской Федерации, что позволило сконцентрировать выделяемые средства на решение приоритетных задач.

В проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусмотрены к финансированию из федерального бюджета 52 утвержденные в установленном порядке федеральные целевые программы и мероприятия одного проекта федеральной целевой программы. Количество подпрограмм сократилось до 96 (из них 34 подпрограммы уже реализовывались до 2000 года в федеральных целевых программах “Мировой океан” и “Ядерная и радиационная безопасность России”).

При этом обеспечен троекратный рост объемов финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета в абсолютном выражении (в 2000 году – 60,7 млрд. рублей, в 2004 году – 179,9 млрд. рублей). В том числе почти в 3,7 раза возросли объемы государственных капитальных вложений (в 2000 году - 9,47 млрд. рублей, в 2004 году – 37,2 млрд. рублей), направляемых на реализацию инвестиционных проектов этих программ.

Анализ хода работы по корректировке федеральных целевых программ

Работа по реформированию (корректировке) федеральных целевых программ в рамках указанного процесса ведется с 2003 года.

На заседании Правительства Российской Федерации 11 декабря 2003 г. был одобрен представленный Минэкономразвития России доклад "О совершенствовании методологии разработки федеральных целевых программ и повышении эффективности их реализации", в котором были сформулированы предложения, направленные на реформирование федеральных целевых программ с 2005 года. Среди них:

пересмотр федеральных целевых программ на основе анализа эффективности и уточнения их мероприятий, объемов финансирования, разграничения бюджетных полномочий, включения индикаторов и показателей, отражающих результативность программ;

повышение обоснованности и ужесточение процедур принятия решений о разработке федеральных целевых программ на основе их регламентации;

разделение функций государственного заказчика и исполнителя федеральных целевых программ.

Определены сроки, в соответствии с которыми заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны до 1 июня 2004 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты доработанных федеральных целевых программ и подпрограмм, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

Кроме того, Правительство Российской Федерации поручило (15 сентября 2003 г. МК-П4-11138) Минэкономразвития России, Минфину России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками федеральных целевых программ завершить подготовку и представить до 1 мая 2004 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты федеральных целевых программ и подпрограмм, разрабатываемых в соответствии с принятыми решениями Президента Российской Федерации (от 28 августа 2003 г. № Пр-1603).

С целью организации работы по выполнению указанных поручений заместителями Председателя Правительства Российской Федерации был утвержден План работы по выполнению решений Правительства Российской Федерации, касающихся совершенствования методологии разработки федеральных целевых программ и повышения эффективности их реализации. В Минэкономразвития России в январе 2004 г. с участием представителей Минфина России проведены совещания с федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками федеральных целевых программ, на которых перед ними были поставлены конкретные задачи по корректировке программ.

Минэкономразвития России совместно с Минфином России были уточнены система критериев формирования перечня федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу и принципы формирования и реализации федеральных целевых программ на 2004 год и на период до 2006 года.

Минэкономразвития России, Минфином России и Минпромнауки России была создана группа независимых экспертов для рассмотрения действующих и вновь разрабатываемых федеральных целевых программ, подготовленных государственными заказчиками, проектов новых и корректируемых федеральных целевых программ, а также проектов концепций федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета начиная с 2005 года, по составу мероприятий и объемам финансирования.

В марте-апреле 2004 года группа экспертов провела анализ основной части действующих программ и подпрограмм на предмет их соответствия действующим нормативным требованиям и принципам программно-целевого управления. В ходе экспертизы оценивались, в частности, соответствие программы приоритетам социально-экономического развития, четкость формулировки целей и задач программ, соответствие системы мероприятий целям и задачам, эффективность механизмов управления программой и другие критерии.

Результаты проведенного экспертного анализа и экспертной оценки каждой федеральной целевой программы были размещены на сайте Минэкономразвития России.

Итоги работы группы независимых экспертов и подготовленное заключение были рассмотрены и одобрены 14 апреля 2004 г. на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадкова. Были определены несоответствия значительного числа федеральных целевых программ требованиям порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594, ставящие под сомнение целесообразность реализации программ в существующем виде. По многим программам рекомендован пересмотр или разработка специального раздела с индикаторами и показателями, отражающими эффективность и результативность хода выполнения программ по годам и этапам.

Было отмечено, что цели и планируемые результаты некоторых программ сформулированы недостаточно точно. Отсутствуют количественно определенные целевые параметры, позволяющие объективно контролировать ход реализации программы на всех этапах ее реализации. В части федеральных целевых программ перечень мероприятий не конкретен. Не проработаны механизмы управления программами, отсутствуют как обоснование источников финансовых ресурсов, так и механизмы привлечения внебюджетных ресурсов, отсутствуют расчеты эффективности мероприятий программ. В ряд утвержденных федеральных целевых программ подпрограммы включены формально, отсутствуют обоснования финансирования программных мероприятий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", с учетом положений Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минэкономразвития России были сформированы и представлены в Правительство Российской Федерации предложения по определению государственных заказчиков федеральных целевых программ и подпрограмм с учетом утверждения новой структуры федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, проделанная работа показала, что назрела необходимость по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые документы, регламентирующие работу с федеральными целевыми программами, и прежде всего касающихся ужесточения требований, предъявляемых к вновь предлагаемым к разработке федеральных целевых программ, а также внедрения более совершенных методов управления ходом реализации федеральными целевыми программами и уточнения разделов, содержащих параметры, показатели и индикаторы, отражающие эффективность и результативность программ по годам реализации.

С целью совершенствования методологии разработки и реализации федеральных целевых программ, а также учета рекомендаций группы независимых экспертов подготовлены изменения и дополнения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594, которые регламентируют порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Эти изменения и дополнения в настоящее время согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Часть дополнений касается повышения обоснованности и ужесточения процедур принятия решений о разработке федеральных целевых программ на основе их регламентации. Предусматривается формулирование предложений о разработке новых федеральных целевых программ осуществлять в виде концепций этих программ и после согласования их в установленном порядке утверждать развернутые концепции постановлением (распоряжением) Правительства Российской Федерации. При этом формирование концепций программ необходимо осуществлять на вариантной основе.

С целью учета особенностей разработки и реализации федеральных целевых программ и оценки их эффективности и результативности предлагается в программах формировать специальный раздел, который должен содержать индикаторы и показатели ожидаемой эффективности и результативности, позволяющие ежегодно и поэтапно оценивать ход реализации программы.

В части разделения функций государственного заказчика и исполнителя федеральной целевой программы предусматривается, что текущее управление федеральной целевой программой осуществляется государственным заказчиком или дирекцией, создаваемой в установленном порядке государственным заказчиком (государственным заказчиком – координатором) в форме государственного учреждения или иной организационно-правовой форме, если это предусмотрено в программе.

Также предусмотрено, что Минэкономразвития России организует государственную комплексную экспертизу проектов крупных целевых программ и их концепций. В ходе экспертизы устанавливается соответствие указанных проектов интересам Российской Федерации, достаточность системы программных мероприятий для эффективного решения приоритетных задач социально-экономической, научно-технической, оборонной, миграционной и экологической политики.

Кроме того, проведенный анализ показал, что цели и планируемые результаты некоторых программ сформулированы недостаточно точно. Отсутствуют количественно определенные целевые параметры, позволяющие объективно контролировать ход реализации программы на всех этапах ее реализации.

Таким образом, результаты анализа действующих программ показали, что значительное число программ нуждается в переработке или уточнении до включения их в проект федерального бюджета на 2005 год. Федеральная целевая программа, претендующая на финансирование из федерального бюджета в 2005 году и последующие годы, должна соответствовать:

- оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;

- включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и обеспечивается федеральным правительством;

- обеспечение максимально социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;

- открытость, "прозрачность" и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;

- введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение утвержденных в программе параметров и поставленных в программах целей;

- нормативно-правовое совершенствование основных процедур формирования и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;

- подходам к совершенствованию методологии разработки и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, одобренным Правительством Российской Федерации (протокол от 11 декабря 2003 г. № 46) и предусматривающим, в том числе:

- достижение целей программы в установленные сроки, в том числе, по этапам ее реализации;

- обеспечение приведения потребности в финансировании программы из федерального бюджета на среднесрочную перспективу в соответствие с показателями, заложенными в проекте перспективного финансового плана;

- обеспечение включения в программы количественно измеряемых параметров, индикаторов и показателей, характеризующих цели, ожидаемые результаты и эффективность реализации;

-включение в программы конкретных мероприятий, в том числе инвестиционных проектов, с указанием объемов затрат, источников их финансирования по годам;

- обеспечение возможности финансирования программ по установленным этапам из всех источников, в том числе из федерального бюджета.

В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций формирование и реализация федеральных целевых программ на 2005 год и последующие годы будет базироваться на следующих приоритетных направлениях государственного инвестирования:

инвестирование в объекты федерального значения социальной сферы, в том числе науки, образования, здравоохранения и культуры;

поддержка стратегически значимых инвестиционных проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе, в том числе в сфере противодействия террористической деятельности;

осуществление природоохранных мероприятий, создание условий безопасной жизнедеятельности и ликвидация последствий чрезвычайных конфликтных ситуаций;

развитие стратегически важных для страны направлений транспортной и производственной инфраструктуры;

модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий, а также привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;

развитие научной и технологической базы, формирование системы поддержки инновационной деятельности.

Ход формирования перечня федеральных целевых программ,

предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году

Федеральные органы исполнительной власти – государственные заказчики в соответствии с утвержденным планом имели достаточное время для корректировки федеральных целевых программ, что дало бы возможность обеспечить в установленные сроки формирование проекта перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году.

Однако, работу проведенную в январе-мае 2004 года федеральными органами исполнительной власти по корректировке и разработке федеральных целевых программ, нельзя признать удовлетворительной. Работа по их корректировке идет недостаточно активно. Информация о работе, проведенной государственными заказчиками по корректировке федеральных целевых программ приведена в приложении 2.

Анализ работы федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию механизма реализации программ, свидетельствует о том, что не все государственные заказчики понимают важность и необходимость этой работы. Нельзя финансировать из федерального бюджета пустые программы, в которых продекларированные цели не обеспечены реальными механизмами их достижения, в которых отсутствуют обоснования необходимых затрат и нет конкретных ожидаемых показателей результативности и эффективности по годам реализации, которые зачастую не содержат конкретных мероприятий.

С учетом темпов проведения корректировки федеральных целевых программ Минэкономразвития России предлагает следующее.

Включить в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета на 2005 год без доработки, 7 программ (приложение 1, раздел1).

По части федеральных целевых программ и подпрограмм, которые в большей мере не соответствуют установленным требованиям, предлагается в 2005 году приостановить финансирование из федерального бюджета в случае, если они не будут откорректированы до 10 июля 2004 года. К ним относятся: "Русский язык", "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", ряд подпрограмм федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика", "Экология и природные ресурсы" и "Мировой океан" (приложение 1, раздел 2).

По 8 федеральным целевым программам, по которым требуется незначительная корректировка, предлагается установить срок представления программ в Правительство Российской Федерации до 10 июля 2004 года (приложение 1, раздел 3).

Ряд программ и подпрограмм (29) по заключению экспертов также не удовлетворяют ни требованиям нормативной базы, ни принципам программно-целевого управления. Цели, задачи и мероприятия этих программ слабо увязаны, механизмы управления недостаточно проработаны или отсутствуют, эффективность затрат ресурсов в рамках программ не обоснована и вызывает сомнения. Эти программы нуждаются в коренной переработке. В некоторых случаях речь идет по существу о разработке новых программ (приложение 1, раздел 5).

Вместе с тем, экономическая и социальная значимость проблем, решаемых в рамках этих федеральных целевых программ, наличие в перечне программных мероприятий важных объектов, в том числе, переходящих, делают приостановку финансирования этих программ в 2005 году нецелесообразной. Минэкономразвития России выступает с предложением поручить государственным заказчикам этих программ незамедлительно приступить к переработке программ с предоставлением новых редакций в Минэкономразвития России до 1 декабря 2004 года. Это позволит провести экспертизу переработанных программ и при необходимости внести в них коррективы перед включением их в проект федерального бюджета на 2006 год.

В 2004 году завершается срок реализации федеральных целевых программ “Развитие органов федерального казначейства”, “Старшее поколение”, “Развитие налоговых органов”. Продление перечисленных программ является нецелесообразным. В 2005 году предлагается реализовывать отдельные мероприятия этих программ в рамках основной деятельности министерств (приложение 1, раздел 6).

В проект федеральной целевой программы "Научно-технологическая база" предлагается включить программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" и "Интеграция науки и высшего образования России".

В перечень федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию из федерального бюджета в 2005 году с учетом разработки и своевременного представления откорректированных федеральных целевых программ, а также новых программ, разрабатываемых по поручениям Президента Российской Федерации, предлагается включить 55 федеральных целевых программ.

Работа государственных заказчиков федеральных целевых программ в 2003-2004 годах показала, что не все они проявляют необходимую активность по выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по разработке и реализации федеральных целевых программ. До настоящего времени не разработана и не представлена в установленном порядке федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации". Финансирование в 2003-2004 годах отдельных мероприятий этой программы из федерального бюджета приводит к неэффективному использованию выделяемых средств, к реализации проектов не достаточно увязанных между собой. Ряд важных программ, которые в настоящее время разрабатываются по поручениям Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации могут оказаться в том же состоянии, если государственные заказчики не будут энергично работать с проектами этих программ. Поэтому необходимо принять решение, что если программы разрабатываемые по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не будут приняты в установленном порядке к 10 июля 2004 года, они не должны финансироваться из федерального бюджета в 2005 году, в том числе в виде отдельных проектов, которые предполагается включить в указанные программы (приложение 1, раздел 4).

В целом, анализируя работу по совершенствованию механизма формирования федеральных целевых программ, проведенную в 2004 году, необходимо отметить, что в настоящее время существует достаточно полная нормативно-правовая база по разработке и реализации федеральных целевых программ, позволяющая создавать новые и корректировать действующие программы. Кроме того, накоплен достаточно большой опыт федеральными и региональными органами исполнительной власти по работе с федеральными целевыми программами, подготовлены профессиональные специалисты, достигнут высокий уровень прозрачности и публичности работы, проводимой по программам на всей территории страны.

Все это позволяет успешно решать задачи в сфере формирования и реализации федеральных целевых программ.

Учитывая, что в 2006-2007 годах завершится реализация 26 федеральных целевых программ, целесообразно проанализировать ход их выполнения, выявить положительные примеры их реализации, подготовить на этой основе соответствующие изменения нормативной правовой базы.

В 2005 году целесообразно обеспечить финансирование федеральных целевых программ в полном объеме с учетом показателей финансирования, принятых при утверждении Правительством Российской Федерации программ, обеспечив увеличение доли расходов на программы в непроцентных расходах федерального бюджета (в 2003 году расходы на программы составили 9,32% от непроцентных расходов федерального бюджета без расходов направляемых Пенсионному фонду, в 2004 году – 9,3%).

Выводы и предложения

В настоящее время преимущества программно-целевых методов, реализуемых в форме федеральных целевых программ для решения стоящих перед страной социально-экономических задач, используются недостаточно полно.

Невысокая эффективность программ прежде всего связана с недоработками государственных заказчиков при формировании и реализации федеральных целевых программ, выработке механизмов контроля за ходом их выполнения, а не с качеством самого инструментария целевого программирования.

Повышение эффективности применения этих методов требует корректировки ряда действующих в настоящее время федеральных целевых программ. Часть федеральных целевых программ должна быть пересмотрена и скоординирована в соответствии с рекомендациями и предложениями Минэкономразвития России и группы независимых экспертов.

Корректировка федеральных целевых программ должна производиться одновременно и в координации с проводимой административной реформой, в том числе, в части обеспечения правопреемственности государственных заказчиков по действующим федеральным целевым программам.

Федеральные целевые программы должны внести вклад в решение задачи удвоения ВВП к 2010 году. При этом в 2005 году целесообразно увеличить объемы финансирования федеральных целевых программ, увеличив долю расходов на программы в федеральном бюджете.

Государственным заказчикам федеральных целевых программ, по которым определена необходимость корректировки для реализации предлагаемых предложений, следует:

представить в сроки, предложенные в докладе, откорректированные и вновь разрабатываемые федеральные целевые программы в соответствии с требованиями, одобренными Правительством Российской Федерации (протокол от 11 декабря 2003 г. № 46) и замечаниями группы независимых экспертов, в том числе переработанные разделы, отражающие параметры, индикаторы реализации программ, основные показатели эффективности и результативности. Необходимо установить как для действующих, так и для вновь принимаемых программ четкие количественные показатели достижения целей в разбивке по годам реализации для обеспечения возможности контроля хода выполнения и эффективности программы;

начиная с 2004 года обеспечить включение в планы работы коллегий министерств - государственных заказчиков программ регулярное рассмотрение вопросов, связанных с реализацией программ;

повысить требования к ежегодной отчетности заказчиков программ;

разработать дополнительные меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программ за счет внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В случае невыполнения вышеперечисленных требований Минэкономразвития России, Минфину России и Минобрнауки России следует подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о прекращении финансирования соответствующих программ из федерального бюджета.

Указанные предложения позволят обеспечить повышение эффективности реализации федеральных целевых программ, направленных на решение важных социально-экономических задач развития Российской Федерации.

Следует повысить ответственность государственных органов власти - заказчиков программ и их руководителей за выполнение целевых нормативов результативности и эффективности.

Повышение эффективности федеральных целевых программ потребует внесения изменений в нормативную базу, регламентирующую порядок разработки и реализации программ.

Федеральные целевые программы должны стать предметом постоянной практической работы государственных заказчиков по повышению эффективности их реализации.



Закрыть окно