ИТОГИ
РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В 2002 ГОДУ





Содержание (архив.zip)
Текст доклада (архив .zip)
Данные о финансировании федеральных целевых программ, реализуемых в 2002 г. (архив .zip)

 

В 2002 году продолжалась работа с федеральными целевыми программами, направленная на закрепление наметившихся позитивных тенденций.

Основной результат проделанной работы заключается в повышении эффективности реализации программ, обусловленной в том числе сокращением количества федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета (136 - в 2001 году и 47 - в 2002 году), что позволило сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, и значительном росте объемов финансирования программ из федерального бюджета (в 2001 году - 59,6 млрд. рублей, в 2002 году - 130,07 млрд. рублей), приблизив тем самым объемы бюджетных назначений к объемам финансирования, предусмотренным при утверждении программ. Кроме того, в 2002 году решением Правительства Российской Федерации прекращена реализация 18 федеральных целевых программ.

Реализация утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации 47 федеральных целевых программ в 2002 году была направлена на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.

Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на совершенствование работы с федеральными целевыми программами, даны конкретные поручения по повышению эффективности их реализации.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 263 "О внесении изменений и дополнений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", которым определены механизм финансирования дирекций программ, понятие "руководитель программы".

На заседании Правительства Российской Федерации 14 августа 2002 г. специально рассматривался вопрос о совершенствовании работы с федеральными целевыми программами и было отмечено, что одним из основных элементов управления реализацией федеральных целевых программ должна стать углубленная оценка их результативности.

Правительством Российской Федерации одобрен подготовленный Минэкономразвития России макет (с соответствующими формами) доклада о реализации федеральных целевых программ в 2002 году.

В Минэкономразвития России создан информационный Web - сервер ФЦП в системе Интернет в составе сайта Министерства с целью обеспечения более четкого взаимодействия Минэкономразвития России с заинтересованными министерствами и ведомствами - государственными заказчиками федеральных целевых программ

С целью координации работ федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков федеральных целевых программ 15 января 2003 г. в Минэкономразвития России проведено межведомственное совещание, на котором определены основные направления работы с федеральными целевыми программами в 2003 году.

Основные показатели реализации федеральных целевых программ

в 2002 году

В 2002 году на реализацию федеральных целевых программ Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено 130,07 млрд. рублей, в том числе 28,8 млрд. рублей государственных капитальных вложений (22,2% от общей суммы), 13,9 млрд. рублей - на НИОКР (10,7%) и 87,3 млрд. рублей - на работы, выполняемые по направлению "прочие нужды" (67,1%).

Величина бюджетных ассигнований в расчете на одну программу возросла с 0,460 млрд. рублей в 2001 году до 2,77 млрд. рублей в 2002 году.

Фактически по данным государственных заказчиков из федерального бюджета в 2002 году федеральные целевые программы профинансированы на сумму 133,98 млрд. рублей, или 103,0 % от бюджетных назначений, в том числе государственные капитальные вложения - 35,9 млрд. рублей (125,0%), затраты на НИОКР - 13,7 млрд. рублей (98,0%), работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - 84,4 млрд. рублей (96,7%).

По данным Главного управления федерального казначейства Минфина России, в 2002 году федеральные целевые программы профинансированы за счет федерального бюджета на сумму 136,5 млрд. рублей. Это связано с тем, что данные государственных заказчиков представлены по состоянию на 1 февраля 2003 г. и являются предварительными. Отклонение сведений государственных заказчиков по финансированию программ от информации, полученной от Минфина России, в основном связано с объемами финансирования по программам "Развитие органов федерального казначейства" (разница 1,1 млрд. рублей) и "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан" (разница 1,1 млрд. рублей).

Далее в тексте используются сведения о финансировании программ, представленные государственными заказчиками.

По сравнению с объемами, предусмотренными при утверждении программ, на реализацию программных мероприятий в 2002 году реально за счет средств федерального бюджета программы были профинансированы на 72% (133,98 млрд. рублей фактически и 184, 9 млрд. рублей по расписанию, принятому при утверждении программ), в том числе государственные капитальные вложения - на 32,4% (35,98 млрд. рублей и 111,03 млрд. рублей, соответственно), затраты на НИОКР - на 54,70% (13,7 млрд. рублей и 25,04, соответственно) и работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - на 172 % (84,3 и 48,8, соответственно).

Структура по направлениям финансирования из федерального бюджета на 2002 год в расписании, принятом при утверждении федеральных целевых программ, от общего объема финансирования программ из федерального бюджета, была следующей (в процентах):

государственные капитальные вложения - 60,0%;

затраты на НИОКР - 14,0%;

работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - 26,0%.

Фактическая структура по направлениям финансирования программ из федерального бюджета в 2002 году от общего объема их финансирования из федерального бюджета следующая (в процентах):

государственные капитальные вложения - 26,9%;

затраты на НИОКР - 10,2%;

работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - 62,9%.

Таким образом, в 2002 году не удалось сохранить структуру направлений финансирования из федерального бюджета, принятую при утверждении программ, обеспечивающую приоритетное финансирование капитальных вложений, что снизило потенциал инвестиционной направленности программ и их результативность.

Высокая доля текущих расходов, направляемых из федерального бюджета на финансирование программных мероприятий в отчетном году служит индикатором того, что часть проблем, решение которых предусматривалось реализовывать программно-целевым методом, может быть решена другими методами в рамках текущего финансирования министерств и ведомств - государственных заказчиков федеральных целевых программ.

Обоснованность складывающихся соотношений затрат на НИОКР, капитальных вложений и прочих расходов требует специального анализа, который не проведен государственными заказчиками программ.

Отставание финансирования федеральных целевых программ в 2002 году за счет средств федерального бюджета по сравнению с объемами финансирования, принятыми в утвержденных программах составляет 50,9 млрд. рублей в ценах 2002 года.

Таким образом, объемы финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета на 2002 год, принятые при их утверждении, не были достаточно увязаны государственными заказчиками программ с возможностями государства.

В 2002 году государственными заказчиками принимались меры по привлечению средств на финансирование мероприятий программ из иных источников, кроме федерального бюджета, включая средства бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2002 году было привлечено таких средств на сумму 501,9 млрд. рублей, в том числе 128,9 млрд. рублей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 372,9 млрд. рублей средств внебюджетных источников.

Таким образом, на 1 рубль средств федерального бюджета было привлечено 3,75 рубля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В 2001 году указанный показатель составлял 2,6 рубля.

В 2002 году государственными заказчиками в установленном порядке проводились конкурсы (торги) по инвестиционным проектам, а также на поставки товаров и оказание услуг для государственных нужд, что, по их данным, обеспечивало экономию бюджетных средств.

Так например, по федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы" экономия бюджетных средств в результате размещения государственных заказов на конкурснойоснове за 2002 год составила порядка 2,0 млрд. рублей.

Таким образом, в 2002 году удалось повысить значимость средств федерального бюджета, как катализатора привлечения средств из других источников для финансирования программных мероприятий.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации (в целом 128,9 млрд. рублей) в 2002 году, выделенные на финансирование федеральных целевых программ распределились по следующим направлениям:

капитальные вложения - 48,7 млрд. рублей (37,5%);

затраты на НИОКР - 0,4 млрд. рублей (0,4%);

работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - 79,8 млрд. рублей (62,1%).

Приведенные данные свидетельствуют, что средства бюджетов субъектов Российской Федерации были направлены в основном на мероприятия, связанные с реализацией текущей деятельности государственных заказчиков, и на капитальные вложения. НИОКР за счет указанного источника практически не финансировались.

Направления финансирования федеральных целевых программ за счет средств из внебюджетных источников (в целом 372,9 млрд. рублей) в 2002 году следующие:

капитальные вложения -315,1 млрд. рублей (84,4%);

затраты на НИОКР - 6,5 млрд. рублей (1,8%);

работы, выполняемые по направлению "прочие нужды", - 51,3 млрд. рублей (13,8%).

Таким образом, средства внебюджетных источников в 2002 году были направлены в основном на капитальное строительство. При этом на 1 рубль федеральных средств, направленных на инвестиционную деятельность, привлекалось 8,76 рубля средств из внебюджетных источников.

Вместе с тем по сравнению с объемами, предусмотренными в утвержденных программах, государственные заказчики допустили недофинансирование федеральных целевых программ в 2002 году за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на сумму 992,7 млрд. рублей, в том числе 155,3 млрд. рублей году за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и 837,4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников.

В частности, за счет указанных источников недофинансировано 931,79 млрд. рублей капитальных вложений.

В целом, капитальные вложения по всем источникам, включая федеральный бюджет недофинансированы в 2002 году на сумму 1006,8 млрд. рублей, что составляет 28,4% от объемов капитальных вложений, принятых при утверждении программ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в основном выполнило свои обязательства по финансированию федеральных целевых программ в 2002 году, а работа государственных заказчиков по привлечению других источников финансирования оказалась недостаточно результативной.

Всего из числа финансируемых из федерального бюджета в 2002 году федеральных целевых программ по 37 федеральным целевым программам государственные заказчики приняли при их утверждении обязательства по привлечению определенных объемов средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников для реализации программных мероприятий. Однако по программам "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций", "Международный термоядерный реактор", "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев" указанные средства привлечены не были, в связи с чем эти программы были недофинансированы в 2002 году на сумму около 5,0 млрд. рублей.

Минэнерго России как государственный заказчик - координатор программы "Энергоэффективная экономика" провело недостаточную работу по привлечению внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. С учетом принятых обязательств при утверждении программы Минэнерго России не профинансировало в 2002 году программные мероприятия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на сумму около 514,0 млрд. рублей, в том числе 483,0 млрд. рублей капитальных вложений.

Анализ финансирования федеральных целевых программ в 2002 году, включенных в перечень и сгруппированных по шести приоритетам, приведен ниже.

 

Приоритеты

Количество программ

Профинансировано всего

млрд. рублей

В том числе

Федеральный бюджет

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации

Внебюджетные источники

Развитие инфраструктуры

10

150,85

61,5

87,07

2,28

Новое поколение

5

10,62

4,58

2,31

3,53

Реформа правосудия

3

11,97

9,45

2,27

0,25

Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды

10

55,78

10,33

21,19

24,47

Новая экономика

12

337,25

25,10

4,71

307,44

Региональный паритет

7

69,37

22,97

11,35

34,93

Наиболее полно были профинансированы в 2002 году за счет всех источников приоритеты "Новая экономика" и "Развитие инфраструктуры" - 337,25 млрд. рублей (53,4%) и 150,85 (23,8%) соответственно. За счет федерального бюджета основной объем финансирования приходится на приоритеты "Развитие инфраструктуры" и "Новая экономика" - 61,5 млрд. рублей (47,9%) и 25,10 млрд. рублей (19,7%) соответственно. Наибольший объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации приходится на приоритет "Развитие инфраструктуры" - 87,07 млрд. рублей (68%). Основная доля средств из внебюджетных источников приходится на приоритет "Новая экономика" - 307,44 млрд. рублей (82%).

Меньше всего средств было направлено из всех источников на приоритет "Новое поколение", включающий программы, направленные на развитие образования, поддержку молодежи и улучшение положения детей.

Таким образом, итоги реализации федеральных целевых программ за 2002 год свидетельствуют, что пока не удалось минимизировать влияние негативных факторов прошлых лет и переломить ситуацию в сторону полного финансирования программ из всех источников для достижения целей программ, поставленных при их утверждении.

Масштабность целей и задач, объемы бюджетных ассигнований, продолжительность реализации федеральных целевых программ, координация усилий различных исполнителей мероприятий программ - все это определяет необходимость проведения в 2003 году большого объема организационных, финансовых и технических работ, связанных с управлением программами, активизацией работы по привлечению для реализации программ средств помимо федерального бюджета и мониторингом хода выполнения программ.

Такие задачи могут решаться только при повышении ответственности государственных заказчиков за реализацию программ.

В этих условиях качество их работы в процессе реализации федеральных целевых программ становится ключевым фактором, влияющим на эффективность программ.

Как показал анализ работы государственных заказчиков в 2002 году, несмотря на предпринимаемые меры по совершенствованию работы с федеральными целевыми программами, ряд недостатков и недоработок до сих пор не устранены.

В целом анализ реализации федеральных целевых программ за 2002 год выявил существенные недостатки, среди которых основными являются:

отсутствие в представленных отчетах некоторых государственных заказчиков объективных данных и конкретных полученных результатов, позволяющих оценить эффективность реализации программ;

невыполнение частью государственных заказчиков своих обязательств по финансированию федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;

отставание реализации ряда федеральных целевых программ от сроков, утвержденных Правительством Российской Федерации;

неоправданное приоритетное финансирование мероприятий программ по направлению "прочие нужды", относящихся зачастую к текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти по сравнению с инвестиционными проектами и НИОКР;

недостаточная увязка по содержанию и срокам выполнения НИОКР и инвестиционных проектов федеральных целевых программ, что приводит к невостребованности результатов НИОКР;

низкая эффективность использования средств, направляемых на реализацию программ, их распыление по большому количеству мероприятий программ.

Результаты оценки эффективности хода реализации федеральных целевых программ в 2002 году должны быть использованы при подготовке рекомендаций по дальнейшей их реализации и учитываться при формировании перечня федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета на последующие годы.

Предложения по реализации федеральных целевых программ в 2003 году

Основной задачей в 2003 году является закрепление позитивных тенденций, наметившихся в работе федеральными целевыми программами, и устранение негативных моментов, препятствующих повышению их эффективности и результативности.

Решение указанной задачи возможно при условиях:

обеспечения соответствия объемов финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в ближайшие годы параметрам, заложенным в проект перспективного финансового плана развития Российской Федерации до 2005 года;

обеспечения еще большей открытости процедур формирования и реализации мероприятий федеральных целевых программ;

осуществления действенного контроля за их реализацией, повышения ответственности государственных заказчиков за достижение целей программ и своевременное представление качественной отчетности по использованию финансовых средств по всем источникам финансирования;

мобилизации из всех источников финансовых средств, направляемых на реализацию программ.

В 2003 году предлагается реализовать систему мер, которая должна обеспечить улучшение качества работы с федеральными целевыми программами, в том числе работы по формированию перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2004 году, учитывающих приоритетные направления развития экономики Российской Федерации, а также реальные возможности федерального бюджета.

В области финансирования федеральных целевых программ предлагается:

ежегодно составлять балансы финансирования утвержденных федеральных целевых программ по утвержденным показателям с учетом потребностей программ в средствах из всех источников, одобренного перспективного финансового плана Российской Федерации, реальных возможностей финансирования мероприятий программ за счет федерального бюджета, а также мобилизации средств, привлекаемых из внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

выделять средства из федерального бюджета на финансирование мероприятий федеральных целевых программ развития регионов при обязательном их софинансировании за счет средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Пропорции, порядок и условия софинансирования следует определять конкретно для каждой федеральной целевой программы при ее утверждении или корректировке Правительством Российской Федерации;

осуществить корректировку ряда действующих федеральных целевых программ, поскольку в некоторых программах отсутствуют конкретные перечни инвестиционных проектов и проектов НИОКР, что не позволяет при реализации этих программ осуществлять предметный и всесторонний анализ хода реализации программных мероприятий, а также контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Государственные заказчики по результатам рассмотрения указанных материалов должны представить в Правительство Российской Федерации до 1 июня 2003 г. в установленном порядке проекты решений по внесению изменений и дополнений в программы, которые должны содержать в том числе:

перечень конкретных мероприятий по годам с указанием источников, объемов и направлений финансирования по утвержденным федеральным целевым программам, в которых отсутствуют эти сведения;

разделы, отражающие социально-экономическую эффективность программ, дополненные материалами, позволяющими сопоставить предусматриваемые затраты с ожидаемыми результатами по годам, контролировать степень достижения целей программ, оценить эффективность их реализации с учетом индивидуальности и специфики каждой программы.

Целесообразно ужесточить в 2003 году контроль за реализацией программных мероприятий федеральных целевых программ, обращая внимание в первую очередь на целевое и эффективное использование средств, привлекаемых за счет всех источников.

Учитывая, что в утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программах предусмотренные объемы их финансирования из федерального бюджета уже превосходят возможности, определенные перспективным финансовым планом, и принятие новых программ приведет к росту невыполнимых Правительством Российской Федерации обязательств по их финансированию, необходимо в основном сохранить на среднесрочный период утвержденный в настоящее время состав федеральных целевых программ и не принимать решений по разработке новых программ до завершения работы Комиссии по вопросам оптимизации бюджетных расходов (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года № 29), одной из задач которой является подготовка предложений по оптимизации государственной финансовой поддержки и финансирования мероприятий федеральных целевых программ.

При этом при формировании проекта перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в 2004 году, необходимо:

привести потребности в финансировании мероприятий утвержденных программ на среднесрочную перспективу в соответствие с возможностями федерального бюджета;

реализовать систему дополнительных мер, обеспечивающих полное финансирование программ за счет всех источников;

повысить степень обоснованности заявок на средства федерального бюджета для реализации программ в 2004 году;

не допускать включения в состав предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2004 году мероприятий, которые относятся к текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков федеральных целевых программ;

исключить распыление финансовых и материально-технических средств и осуществлять концентрацию всех ресурсов, в первую очередь средств федерального бюджета на реализации важнейших мероприятий федеральных целевых программ.

В целях совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей работу с федеральными целевыми программами, в 2003 году уже подготовлены и представлены в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в действующий Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594), в которых в частности уточняются:

положение о том, что федеральная целевая программа может включать несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач программы. При этом деление целевой программы на подпрограммы должно осуществляться, исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их разработки и реализации;

функции государственного заказчика-координатора;

требования к разработке и формированию раздела "Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программ;

процедура продления срока реализации федеральных целевых программ;

форма и схема представления ежегодного доклада о ходе выполнения целевых программ, целевом использовании средств федерального бюджета.

Все перечисленные выше мероприятия позволят закрепить позитивные тенденции, наметившиеся в работе с федеральными целевыми программами, и реализовывать их в соответствии с положениями действующего законодательства, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, а также финансовыми возможностями федерального бюджета в среднесрочной перспективе, определенными перспективным финансовым планом.



Закрыть окно