Приложение 4

Перечень вопросов, рекомендуемых к заполнению

(указать наименование федеральной целевой программы)

1. Раздел I “Цели и структура программы”

(Варианты ответов: “Да”; “Нет”; “Вопрос не применим”)

Вопрос 1.1. Сформулирована ли основная цель программы четко и ясно? Ответ

Ответ “Да” предполагает, что программа имеет кратко сформулированную и однозначно понимаемую значимую для общества цель.

Если в программе: (а) сформулировано несколько крупномасштабных разноплановых или конфликтующих между собой основных целей; либо (б) по поводу основной цели у участников программы (например, различных ведомств, центральных и региональных властей) и/или заинтересованных лиц (например, законодательной и исполнительной ветвей власти) отсутствует консенсус, то следует давать ответ “Нет”.

Вопрос 1.2. Соответствует ли содержание решаемой проблемы утвержденным приоритетам социально-экономического развития страны ? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы основой для постановки проблемы являлись правовые и нормативные акты и официальные документы, определяющие основные задачи и принципы государственной социально-экономической политики - Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, концепции (стратегии) и доктрины государственной политики в соответствующих областях, долгосрочные и среднесрочные программные документы Правительства Российской Федерации.

Вопрос 1.3. Направлена ли программа на решение конкретной существующей проблемы, отражает ли она общественные интересы или потребности, которые можно четко определить и которые действительно существуют в настоящее время? Ответ

Ответ “Да” предполагает наличие существующей серьезной проблемы, которую призвана решить данная программа. При этом масштаб и глубина проблемы должны быть подтверждены документально.

Если проблема (социальная потребность), которую решает (удовлетворяет) данная программа, четко не определена, или, на данный момент утратила свою актуальность, то следует давать ответ “Нет”.

Вопрос 1.4. Построена ли программа таким образом, что она не дублирует какие-либо другие федеральные, региональные или местные программы или частные инициативы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы данная программа не дублировала бы в значительной степени другие программы или мероприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая проекты, осуществляемые частным или некоммерческим секторами экономики.

Ответ “Нет” следует дать в том случае, если существует несколько программ, которые призваны решать аналогичные проблемы или обеспечивать такие же интересы или потребности, независимо от масштаба этих программ или опыта и истории их реализации. В отношении программ, которые лишь частично дублируют другие программы, отрицательный ответ (ответ “Нет”) следует дать, когда наблюдается дублирование основных целей и механизмов их достижения.

Для программ в сфере НИОКР определенная степень дублирования допускается в тех случаях, когда такое дублирование имеет весомое обоснование, а также налажена координация хода их реализации.

Вопрос 1.5. Является ли построение программы и используемые в ней механизмы наиболее эффективными с точки зрения решения поставленной задачи? Ответ

Ответ “Да” предполагает, что цели программы не могут быть достигнуты с большей эффективностью при использовании альтернативных механизмов государственного регулирования (например, посредством фискальных мер или проведения соответствующей кредитной политики) либо в ходе реализации иных федеральных программ. Для положительного ответа следует также показать, что структура программы и механизмы ее реализации, заложенные при утверждении программы, отвечают условиям настоящего момента.

В качестве дополнительного аргумента, обосновывающего положительный ответ на данный вопрос, могут быть также использованы расчеты (фактические данные) о том, сколько дополнительных внебюджетных средств будет привлечено (привлечено) на единицу бюджетных затрат в ходе реализации данной программы.

Вопрос 1.6. Эффективна ли структура программы с точки зрения обеспечения целевого характера программы, то есть для того, чтобы выделяемые ресурсы дошли до предполагаемых бенефициариев, и/или для того, чтобы иным способом обеспечить выполнение цели программы? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы: (а) в программе были заложены механизмы, обеспечивающие целевое использование бюджетных средств (в соответствии со сформулированными целями и задачами программы); и (б) конечные бенефициарии по данной программе не получали бы существенную финансовую поддержку от государства по другим каналам (например, через налоговые льготы, льготные госкредиты, прямое субсидирование).

Стимулирование предпринимательской деятельности посредством ее финансирования из федеральных источников может служить основанием для положительного ответа на этот вопрос, однако, при этом требуется привести надлежащее обоснование этого. Стимулирование деятельности, которая приводит к увеличению прибыльности бизнеса, как правило, не может служить основанием для положительного ответа на этот вопрос.

2. Раздел II “Стратегическое планирование”

(Варианты ответов: “Да”; “Нет”; “Вопрос не применим”)

Вопрос 2.1. Сформулировано ли в программе ограниченное число количественно измеримых показателей, отражающих достижение конечных социально-экономических результатов ее выполнения? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы в программе имелось ограниченное число (как правило, не более 2-3) количественно измеримых показателей социально-экономического эффекта от реализации программы. Данные показатели должны отражать конечную результативность программы в долгосрочном плане с точки зрения интересов общества в целом. Термин “долгосрочный” определяется как относительно длительный период времени (сравнимый со сроком действия программы). Как правило, он должен составлять не менее 5 лет и соответствовать срокам достижения стратегических целей программы.

Программа должна иметь, по крайней мере, один показатель измерения результативности, или, хотя бы, такой показатель должен быть в стадии разработки.

Положительный ответ (ответ “Да”) на данный вопрос не может быть дан, если сформулированные в программе количественные показатели долгосрочных результатов: (а) они не имеют непосредственного и существенного отношения к основной цели и задачам программы; или (б) они относятся исключительно к прямым результатам, а не к конечным социально-экономическим результатам выполнения программы.

Вопрос 2.2. Сформирован ли в программе временной план-график достижения количественно измеримых долгосрочных целей программы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы сроки и этапность реализации программы были реалистичными и тесно увязанными с количественно измеримыми показателями, характеризующими достижение предусмотренных целевых установок.

Ответ Нет” следует дать в случае, если (а) не имеется временного плана-графика достижения основных целей и задач программы; или (б) заявленные в программе сроки достижения намеченных целей не являются адекватными.

Если по Вопросу 2.1 был дан ответ “Нет”, то программа должна получить отрицательный ответ и по данному вопросу.

Вопрос 2.3. Сформулировано ли в программе ограниченное число количественно измеримых годовых показателей хода выполнения программы, которые отражают достигнутый прогресс в отношении реализации долгосрочных целей программы? Ответ

Для ответа “Да” на данный вопрос необходимо, чтобы в программе были сформулированы годовые количественно измеримые показатели хода реализации программы. Причем их достижение должно быть тесно увязано с продвижением на пути решения долгосрочных задач, сформулированных в программе (согласно показателям результативности, затрагиваемым в вопросе 2.1.). В отличие от показателей хода реализации программы в долгосрочном плане годовые показатели могут отражать объемы выполненных работ или стоимость произведенной продукции и/или оказанных услуг (то есть характеризовать только прямые результаты реализации программы).

Если при оценке программы по Вопросу 2.1 был дан отрицательный ответ, то для получения ответа “Да” на данный вопрос необходимо представить обоснование того, как годовые показатели хода выполнения программы содействуют достижению основной цели программы в целом.

Вопрос 2.4. Представлены ли в программе исходные (базовые) значения для годовых показателей, необходимые для ежегодной оценки хода реализации программы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы в программе были установлены исходные (базовые) значения показателей, используемых для оценки ежегодного хода реализации программы (см. Вопрос 2.3).

Если при оценке программы по Вопросу 2.3 был дан отрицательный ответ, то ответ на данный вопрос также должен быть отрицательным.

Вопрос 2.5. Определены ли в программе обязательства всех ее участников, и насколько их деятельность отражается на выполнении годовых и долгосрочных целей программы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы руководство программы располагало механизмом воздействия на всех участников программы с точки зрения выполнения ими принятых на себя обязательств, например, в отношении вопросов софинансирования программных мероприятий.

Отрицательный ответ (“Нет”) следует дать в случаях: (а) отсутствия в программных документах регламентации обязательств участников программы; (б) отсутствия в программных документах механизма контроля и мониторинга со стороны руководства программы за деятельностью всех участников программы.

Если по Вопросам 2.1 и 2.3 были получены отрицательные ответы, то и по данному вопросу программа должна получить отрицательный ответ.

Вопрос 2.6. Проводятся ли на регулярной основе или по мере необходимости независимые экспертизы программы, связанные с оценкой хода ее реализации и подготовкой рекомендаций по корректировке программы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы на регулярной основе либо по мере необходимости проводились объективные независимые экспертизы хода реализации программы.

Экспертизы, проводимые силами сотрудников ведомств, участвующих в реализации программы, не могут рассматривать как “независимые”. Однако если проведение экспертиз было передано руководством программы третьей стороне на контрактной основе, то такая экспертиза может квалифицироваться как достаточно независимая.

Программы, которые достаточно часто оцениваются третьими лицами, например, Счетной палатой, могут получить положительный ответ по данному вопросу, даже если руководство программ и не является инициатором проведения таких экспертиз.

Вопрос 2.7. Четко ли увязаны бюджетные заявки на финансирование программы с выполнением годовых и долгосрочных целей программы, и отражены ли в бюджете программы потребности в ресурсах в полном объеме и прозрачным образом? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы реализация программы основывалась на процессе эффективного бюджетирования, предполагающим тесное сопряжение: (а) годовых и долгосрочных целевых показателей и (б) бюджетных ресурсов. При этом следует продемонстрировать, как изменения в бюджетном финансировании отражаются на достижении количественно измеримых целей программы.

Для получения ответа “Да” также необходимо, чтобы в бюджет программы были заложены все прямые и косвенные затраты, необходимые для достижения запланированного хода выполнения программы, включая соответствующие накладные расходы центрального аппарата министерства (министерств) или ведомства (ведомств), участвующего (участвующих) в реализации данной программы.

Если бюджетное планирование не увязано с ходом выполнения программы или с вопросами стратегического планирования, то по данному вопросу должен быть дан ответ “Нет”.

Вопрос 2.8. Были ли предприняты руководством программы действенные меры для исправления имеющихся недостатков в области стратегического планирования? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы ведомство, отвечающее за реализацию программы, предприняло меры по исправлению недостатков, связанных со стратегическим планированием. Речь идет о любых недостатках, выявленных при ответах на вопросы данного раздела. Однако главным образом это касается вопроса о том, работает ли руководство программы над выработкой количественных показателей, перечисленных в Вопросах 2.1. и 2.3. (если, конечно, таковые в программе отсутствуют).

Если на вопросы 2.1.-2.7. были даны положительные ответы, то по данному вопросу следует ответить “Вопрос не применим”.

Вопрос 2.9. Проводился ли руководством программы или независимыми экспертами анализ альтернативных способов (механизмов) достижения целей программы, и были ли результаты такого анализа использованы для корректировки программы? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих инвестиционную часть.

Для ответа “Да” необходимо, чтобы была проведена надлежащая по охвату и качеству оценка альтернатив, включающая возможные варианты по объемам финансирования, срокам и уровню рисков при осуществлении инвестиционных проектов, и полученные данные были бы использованы руководством программы для улучшения стратегического планирования.

Если указанная оценка проводилась как ведомством, отвечающим за реализацию программы, так и независимой экспертной организацией, то следует ссылаться на заключение последней.

Вопрос 2.10. Используется ли при составлении бюджетных заявок и выработки решений в отношении расходования средств принцип приоритетности? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия в сфере НИОКР.

Для ответа “Да” необходимо, чтобы процесс определения приоритетов был задокументирован, а принцип приоритетности использовался. Также необходимо, чтобы имелся определенный набор текущих приоритетов в отношении целей и задач программы, а также основных программных мероприятий.

Обоснование должно включать в себя перечень приоритетов, содержащийся в программных документах, либо в документации, составленной любыми квалифицированными и независимыми консультационными агентствами.

Вопрос 2.11. Все ли принятые (разработанные) в ходе реализации программы нормативные правовые документы отвечают цели и задачам программы? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия по разработке нормативных правовых документов.

При ответе на данный вопрос требуется определить: (1) не являются ли принятые (разработанные) документы (законы, постановления, распоряжения, инструкции) “избыточными”, что приводит к излишней зарегулированности данной сферы деятельности; (2) приняты (разработаны) ли все документы, необходимые для успешного продолжения выполнения программы; (3) присутствует ли в тексте документов конкретные механизмы, позволяющие достичь конечные цели программы.

Ответ “Да” предполагает, что все принятые (разработанные) нормативные правовые документы абсолютно необходимы с точки зрения достижения долгосрочных целей программы. При этом следует показать, что вводимые элементы государственного регулирования: (а) напрямую вытекают из несовершенства действующего законодательства; (б) связаны с несовершенством рынка; (в) не нарушают принципов свободной конкуренции.

Ответ “Нет” следует дать в случае, если: (а) принятые (разработанные) нормативные правовые документы не позволяют осуществлять реализацию программы в соответствии с установленными сроками; (б) на уровне стратегического планирования отсутствует план конкретных мероприятий по исправлению указанных недостатков.

3. Раздел III “Управление программой”

(Варианты ответов: “Да”; “Нет”; “Вопрос не применим”)

Вопрос 3.1. Производится ли министерством или ведомством, осуществляющим реализацию программы, своевременный сбор достоверной информации о ходе выполнения программы, включая информацию, получаемую от участников программы, и используется ли эта информация в целях управления программой и улучшения хода ее выполнения? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы министерство или ведомство, ответственное за реализацию программы, собирало бы на регулярной основе необходимые данные, характеризующие ход выполнения программы, и использовало бы эту информацию для корректировки приоритетов программы, перераспределения финансовых ресурсов или принятия соответствующих управленческих решений. В случае, когда основные мероприятия в рамках реализации программы осуществляются другими организациями, соответствующее министерство или ведомство должно показать, что оно осуществляет надлежащий контроль над их деятельностью.

Вопрос 3.2. Ответственны ли руководители программы, а также ее участники, за расходование средств программы, соблюдение графиков и показателей хода выполнения программы? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы руководство программы назначило лиц, ответственных за достижение ключевых результатов программы, и определило бы через должностные инструкции стандарты их управленческой деятельности, а также установило персональную ответственность соответствующих должностных лиц за срыв программных мероприятий.

В случае, когда основные мероприятия в рамках реализации программы осуществляются другими организациями, руководство программы должно показать, отражены ли в соответствующих контрактах (договорах) надлежащие требования к таким участникам, а также меры поощрения за качественное выполнение контрактов и другие механизмы, позволяющие повысить степень ответственности участников программы.

Вопрос 3.3. Выделяются ли финансовые средства по программе (как средства федерального бюджета, так и средства участников), своевременно, в полном объеме и используются ли они по своему целевому назначению? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы финансовые средства выделялись и расходовались бы в соответствии с общим планом программы. Для положительного ответа на данный вопрос также необходимо, чтобы министерство (ведомство), ответственное за реализацию программы, а также иные участники, установили временные графики в отношении обязательств по расходованию средств, которые бы полностью соответствовали потребностям в ресурсах и финансовому плану.

В отношении этого вопроса следует дать отрицательный ответ (“Нет”), если в рамках программы: (а) выделение финансовых средств участниками программы проводилось не в полном объеме и/или с нарушением установленных сроков; (б) осуществлялось значительное число нецелевых платежей; (в) платежи проводились в нарушении действующего законодательства.

Вопрос 3.4. Сформулированы ли в программе показатели экономической эффективности хода ее реализации? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы имелись количественные показатели, позволяющие отслеживать динамику экономической эффективности по основным программным мероприятиям (например, динамику удельных затрат на строительство, производство однородных товаров и/или оказание услуг).

Вопрос 3.5. Имеется ли методика оценки эффективности программы? Ответ

Ответ “Да” предполагает, что в программной документации содержится методика оценки эффективности программы, разрабатанная с учетом специфики проблемной области программы, состава, представленных в программе прямых и конечных результатов.

Вопрос 3.6. Осуществляется ли координация действий по реализации данной программы и других программ, направленных на достижение сходных социально-экономических результатов? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы ход реализации данной программы был скоординирован с реализацией других сходных (смежных) с ней федеральных, а в случае необходимости и региональных программ.

Для положительного ответа требуется, чтобы были продемонстрированы реальные результаты такой координации действий (например, снижение затрат по программным мероприятиям путем устранения дублирования усилий). Наличие координирующего органа само по себе не может служить обоснованием положительного ответа на данный вопрос.

Вопрос 3.7. Были ли предприняты в ходе реализации программы действенные меры по преодолению недостатков в управлении программой? Ответ

Для ответа “Да” необходимо, чтобы в программе была заложен механизм выявления и исправления недостатков в управлении программой, и чтобы такой механизм доказал бы свою практическую значимость. В обосновании следует привести конкретные примеры мер, принятых руководством для улучшения управления программой.

Если в рамках программы не проводится анализ деятельности по управлению программой и не вносится никаких исправлений с целью устранения недостатков, то в отношении данного вопроса следует дать ответ “Нет”.

Если на вопросы 3.1.-3.6. были даны положительные ответы, то по данному вопросу следует ответить “Вопрос не применим”.

Вопрос 3.8. Сформулированы ли в программной документации основные требования к стоимости, качеству, срокам проведения работ и техническим характеристикам вводимых капитальных объектов, и контролирует ли руководство программы их соблюдение? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих инвестиционную часть.

Помимо наличия в программной документации перечисленных требований для ответа “Да” на этот вопрос необходимо, чтобы руководство программы вело постоянный мониторинг реализации инвестиционных проектов и на основе полученной информации предпринимало бы действенные меры по устранению нежелательных отклонений.

Вопрос 3.9. Сформулированы ли в программной документации основные требования к стоимости, качеству и срокам проведения НИОКР, и контролирует ли руководство программы их соблюдение? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия в сфере НИОКР.

Помимо наличия в программной документации перечисленных требований для ответа “Да” на этот вопрос необходимо, чтобы руководство программы вело постоянный мониторинг хода реализации основных НИОКР и на основе полученной информации предпринимало бы действенные меры по устранению нежелательных отклонений.

Вопрос 3.10. Учитывается ли при разработке нормативных правовых документов по программе мнения всех заинтересованных сторон (потребителей, крупного и малого бизнеса, региональных и местных органов власти, влиятельных общественных и политических организаций)? Ответ

Ответ “Да” предполагает, что в ходе разработки и принятия нормативных правовых документов, существенно затрагивающих интересы третьих сторон, используется отработанный механизм учета мнений последних. Например, если существует ясная и четкая процедура сбора и учета замечаний заинтересованных сторон (включая мотивированный отказ при непринятии предложений), то ответ на данный вопрос должен быть положительным.

Если разработка соответствующей документации осуществляется в закрытом режиме, без проведения соответствующих консультаций с заинтересованными сторонами, то ответ должен быть отрицательным (“Нет”).

Если учет мнений третьих сторон предусмотрен действующими нормативными документами, то при ответе на данный вопрос следует дополнительно оценить, насколько соблюдается данная процедура на практике.

Вопрос 3.11. Сопровождается ли принятие (подготовка) нормативных правовых документов по программе разработкой соответствующих финансово-экономических, социально-экономических или иных видов обоснований? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия по разработке нормативных правовых документов.

Ответ “Да” подразумевает, что при разработке соответствующих нормативных правовых документов проводится адекватная оценка последствий их принятия. Адекватная оценка должна включать в себя: (а) анализ альтернатив (например, почему иные меры государственного регулирования – кредитные или фискальные инструменты – менее эффективны, чем предлагаемые регулятивные меры); (б) анализ рисков при принятии предлагаемого решения; (в) анализ затрат и результатов (чистая выгода от принятия предлагаемого документа должна быть измерена в финансовых терминах). Дополнительным аргументом в пользу положительного ответа на данный вопрос может стать наличие положительного заключения на обоснование со стороны независимых экспертов.

Вопрос 3.12. Осуществляется ли на регулярной основе проверка принятых в ходе реализации программы нормативных правовых документов на предмет их эффективности и актуальности? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия по разработке нормативных правовых документов.

Данный вопрос преследует цель определить: (1) соответствуют ли по-прежнему ранее принятые (разработанные) документы основным целям программы? (2) соответствуют ли по-прежнему ранее принятые (разработанные) документы текущей социально-экономической ситуации в стране? (3) не вступают ли ранее принятые (разработанные) документы в противоречие друг с другом и/или другими нормативными актами при их практическом применении?

Ответ “Да” на поставленный вопрос требует, чтобы в программе был заложен механизм систематического анализа принятой и разработанной нормативно-правовой базы на предмет ее соответствия перечисленным выше требованиям. Если в результате такого анализа подобные несоответствия были выявлены, то для положительного ответа также требуется, чтобы имелся план мероприятий по отмене и/или внесению изменений и дополнений в ранее принятые (разработанные) по программе нормативные правовые документы.

Если выясняется, что: (а) либо анализ на регулярной основе (не менее одного раза в год) не проводится; (б) либо разработанные и принятые в ходе реализации Программы нормативные документы, формально оставаясь в силе, на практике не работают, то на вопрос следует ответить отрицательно (“Нет”).

4. Раздел IV “Результаты выполнения программы”

(Варианты ответов: “Да”; “В значительной степени; “В незначительной степени”; “Нет”; “Вопрос не применим”)

Вопрос 4.1. Продемонстрирован ли в ходе реализации программы необходимый прогресс в достижении долгосрочных целей? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы в ходе реализации программы: (а) был продемонстрирован очевидный прогресс в достижении показателей хода реализации программы в долгосрочном плане (см. Вопрос 2.1); и (б) полностью выдерживался временной план-график достижения долгосрочных целей (см. Вопрос 2.2.) Программа не может быть оценена положительно, если было достигнуто соответствие только по одному из показателей хода реализации в долгосрочном плане, или, если соответствующие показатели достигнуты с нарушением установленных в программе сроков.

Ответы “В значительной степени” или “В незначительной степени” даются в случаях, когда наблюдается частичное, но не полное достижение показателей хода реализации программы в долгосрочном плане.

Программа может получить оценку “Нет”, даже если она получила оценку “Да” за достижение годовых показателей (Вопрос 4.2.), однако еще далека от выполнения долгосрочных показателей.

Если в отношении Вопроса 2.1. программа получала ответ “Нет”, то и по данному вопросу программа должна получить отрицательный ответ.

Если в отношении Вопроса 2.1 программа получила ответ “Да” и ответ “Нет” в отношении Вопроса 2.2, то программа не может получить рейтинг выше, чем “В незначительной степени”.

Вопрос 4.2. Выполняются ли в ходе реализации программы (включая участников программы) годовые целевые показатели? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы в ходе реализации программы были достигнуты все годовые цели, исходя из установленных базовых значений для ежегодных показателей (см. Вопрос 2.4.). Программа не сможет быть оценена положительно на основании того, что была достигнута лишь одна из годовых целей.

Оценки “В значительной степени” или “В незначительной степени” даются в случаях, когда наблюдается неполное достижение запланированных годовых показателей.

Если в отношении Вопроса 2.3. программа получала ответ “Нет”, то и по данному вопросу программа должна получить отрицательный ответ.

Если в отношении Вопроса 2.3 программа получила ответ “Да”, а в отношении Вопроса 2.4 получала ответ “Нет”, то программа не может получить более высокий рейтинг, чем “В незначительной степени”.

Вопрос 4.3. Обеспечивается ли ежегодное снижение или поддержание на постоянном уровне удельных затрат на единицу прямого результата в ходе реализации программы? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы в ходе реализации программы происходило снижение удельных затрат (в сопоставимых ценах) на производство (оказание) всех однородных товаров (услуг).

Для получения ответа “В значительной степени” необходимо, чтобы в ходе реализации программы происходило снижение удельных затрат (в сопоставимых ценах) по большинству однородных товаров (услуг).

В случае поддержания удельных затрат на постоянном уровне и/или снижению удельных затрат по отдельным однородным товарам (услугам) следует дать ответ “В незначительной степени”

Если в ходе реализации программы наблюдается рост удельных затрат в реальном измерении по большинству товаров (услуг), то следует дать ответ “Нет”.

Вопрос 4.4. Имеются ли независимые оценки, показывающие, что программа является эффективной и обеспечивает достижение намеченных результатов? Ответ

Для ответа “Да” на вопрос необходимо, чтобы периодически или по мере необходимости проводились объективные независимые экспертизы по оценке эффективности программы и степени достижения в ходе ее реализации намеченных долгосрочных целей.

Экспертизы, проводимые силами сотрудников ведомств, участвующих в реализации программы, не могут рассматривать как “независимые”. Однако если проведение экспертиз было передано руководством программы третьей стороне на контрактной основе, то такая экспертиза может квалифицироваться как достаточно независимая.

Программы, которые достаточно часто оцениваются третьими лицами, например, Счетной палатой, могут получить положительный ответ по данному вопросу, даже если руководство программ и не является инициатором проведения таких экспертиз.

Ответы “В значительной степени” и “В незначительной степени” при ответе на данный вопрос не допускаются.

Вопрос 4.5. Показывает ли ход реализации программы, что по финансируемым инвестиционным проектам не происходит превышение зафиксированных в программной документации капитальных затрат и сроков выполнения программных мероприятий? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих инвестиционную часть.

Ответ “Да” может быть дан только при соблюдении двух условий: (а) фактические капитальные затраты в реальном исчислении (т.е. с учетом инфляции в данном секторе экономики) не превышают плановые значения, зафиксированные в программной документации (расчет должен происходить по отдельным пусковым комплексам с учетом незавершенного строительства); (б) сроки ввода пусковых объектов, зафиксированные в программных документах, полностью выдерживаются.

Если перечисленные выше условия не выполняются, либо, если в течение последних 12 месяцев были пересмотрены в сторону увеличения объемы финансирования в реальном исчислении и сроки ввода основных пусковых объектов (комплексов, очередей), то на вопрос следует ответить “Нет”.

Ответы “В значительной степени” и “В незначительной степени” при ответе на данный вопрос не допускаются.

Вопрос 4.6. Показывает ли ход реализации программы, что по финансируемым НИОКР не происходит превышение зафиксированных в программной документации затрат и сроков выполнения программных мероприятий? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия в сфере НИОКР.

Ответ “Да” может быть дан только при соблюдении двух условий: (а) фактические затраты в реальном исчислении (т.е. с учетом инфляции в данном секторе экономики) не превышают плановые значения, зафиксированные в программной документации (расчет должен происходить по отдельным направлениям НИОКР с учетом степени завершенности этапов работ); (б) сроки выполнения НИОКР, зафиксированные в программных документах, полностью выдерживаются.

Если перечисленные выше условия не выполняются, либо, если в течение последних 12 месяцев были пересмотрены в сторону увеличения объемы финансирования в реальном исчислении и сроки выполнения основных видов НИОКР, то на вопрос следует ответить “Нет”.

Ответы “В значительной степени” и “В незначительной степени” при ответе на данный вопрос не допускаются.

Вопрос 4.7. Эффективно ли на практике применение разработанных в ходе реализации программы нормативных правовых документов? Ответ

Ответ на данный вопрос обязателен для программ, содержащих мероприятия по разработке нормативных правовых документов.

Ответ “Да” подразумевает, что применение новой нормы эффективно. Под эффективностью нормативного документа в данном случае понимается разница между дополнительными издержками по его правоприменению и чистыми выгодами для общества. Например, если Министерство транспорта, говоря об утвержденном им положении о регулировании транспортных потоков, продемонстрирует, что: (а) выгоды в виде снижения числа ДТП перевешивают финансовые затраты по применению нового положения; и (б) альтернативные способы достижения аналогичного результата будут более дорогими, то на данный вопрос следует ответить “Да”.

Вопрос 4.8. Определены ли в программе условия для сохранения достигнутых результатов после прекращения ее действия? Ответ

Для получения ответа “Да” необходимо, чтобы в программе был сформулирован комплекс необходимых и достаточных условий сохранения достигнутых результатов после прекращения ее действия, включая, если это необходимо, оценку требуемых финансовых затрат на удержание целевых показателей после завершения программы.

Ответы “В значительной степени” и “В незначительной степени” даются в зависимости от полноты сформулированных условий сохранения достигнутых результатов.



Закрыть окно