ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Ю.О. ИСАЕВА
НА ЗАСЕДАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26 ИЮНЯ 2003 Г.
"О ПРИОРИТЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТЕ ПЕРЕЧНЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФИНАНСИРОВАНИЮ В 2004 ГОДУ"





Слайды к докладу (архив.zip)

Уважаемый Михаил Михайлович,
уважаемые члены Правительства,участники заседания!

 

Структурная перестройка экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг требуют значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, в запуск новых проектов, в освоение современных технологий управления. В странах с рыночной экономикой доминирующую долю таких инвестиций предоставляет частный сектор (как национальный, так и иностранный). Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, новые методы управления. Частные инвесторы более заинтересованы в повышении эффективности производства, снижении издержек, росте конкурентоспособности продукции.

В то же время, частные инвестиции (как внутренние, так и даже в большей степени иностранные) чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования – стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, степени гармонизации национальных стандартов с международными, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Поэтому важнейшим направлением государственной социально-экономической политики в целом и инвестиционной политики в частности является создание максимально благоприятных условий для частных инвестиций.

Государство при этом должно не только проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, снижать вмешательство в экономическую деятельность и т.д., но и принимать меры, непосредственно стимулирующие инвестиционные проекты. В то же время, при всех положительных качествах частных инвестиций, они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах, причем не столько в силу недостаточности их объемов, сколько в силу того, что в экономике есть сферы, куда частному инвестору по тем или иным причинам инвестировать не выгодно. Это могут быть как инвестиционные проекты со слишком высоким сроком окупаемости (большинство инфраструктурных проектов), так и инвестиционные проекты в секторах, которые при всей их важности для национальной безопасности, социальной стабильности – непривлекательны для частных инвестиций из-за высоких рисков, низкой нормы отдачи на вложенный капитал (например, оборонно-промышленный комплекс и социальная сфера).

В силу этих причин в любом государстве (даже с самой либеральной экономикой) частные инвестиции не являются полной заменой государственных. Тем важнее как можно более четко определить приоритеты государственных инвестиций – не только в целях повышения их эффективности, но и в целях максимизации общественного эффекта.

Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в Бюджетном послании Президента “О бюджетной политике в 2004 году”, Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В качестве ключевого направления, обеспечивающего активизацию источников роста и конкурентоспособность страны, выбран сценарий ускоренной диверсификации структуры экономики, предусматривающий опережающее развитие высокотехнологичных перерабатывающих секторов, сферы услуг, формирование государственной поддержки инновационной деятельности.

На слайде 1 приведена структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Из собственных средств предприятий в целом на инвестиции в 2002 году было направлено 653,1 млрд. руб. По сравнению с 2001 г. удельный вес этого источника несколько сократился и составил 48% от всего объема капиталовложений (в 2001 г. его доля составляла 49,4%).

Основным отличием в структуре инвестиций по источникам финансирования стало значительное увеличение доли амортизационных отчислений с 18,5 % в 2001 году до 23,5% в 2002 г.

За счет привлеченных средств в 2002 году было профинансировано 52% капиталовложений в экономику – 707,2 млрд. руб.

Банковский сектор в финансировании инвестиций в основной капитал по-прежнему играет второстепенную роль, хотя его доля и несколько возросла. За 2002 г. на инвестиционные нужды банками было выдано кредитов на сумму 65,1 млрд. руб., что составляет в объеме всех инвестиций 4,8% против 3,5% в 2001 г.

Почти пятую часть источников финансирования инвестиций в экономику занимают бюджетные ассигнования. Из бюджетов всех уровней в течение 2002 года было направлено 266,1 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета –81,6 млрд. руб. или 6% от общего объема инвестиций).

Слайд № 2.

Доминантой роста инвестиционной активности по-прежнему выступают экспорто-ориентированные отрасли топливной промышленности и транспортного комплекса. На долю топливных отраслей приходится 20% инвестиций всей национальной экономики и около половины в промышленности. В развитие транспортного комплекса вложено 19,1% всех инвестиций в основной капитал (слайд 2).

Слайд № 3.

Одним из важнейших инструментов социально-экономической политики государства являются Федеральные целевые программы, формирование и реализация которых, начиная с 2001 года, осуществляется в соответствии с приоритетами на среднесрочную перспективу и критериями, одобренными Правительством Российской Федерации 21 сентября 2001 года (слайд 3).

В результате количество программ, финансируемых из федерального бюджета сокращено со 136 - в 2001 году до 52 – в 2003 году.

Слайды № 4-5.

Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на совершенствование работы с федеральными целевыми программами. Введено понятие "руководитель программы", определены механизмы финансирования дирекций программ, внесено положение о том, что в случае, если государственный заказчик не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфин России и Минпромнауки России вправе вносить в Правительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета, уточнены функции государственного заказчика – координатора. (слайд 4 и 5).

По сравнению с объемами финансирования, предусмотренными при утверждении программ, реально в 2002 году за счет средств федерального бюджета федеральные целевые программы были профинансированы на 72%. Таким образом, принятые при утверждении программ объемы их финансирования в 2002 году оказались за рамками бюджетных возможностей, что не обеспечило реализацию одного из важнейших критериев, которым определено, что сумма расходов федерального бюджета на реализацию программ должна быть увязана с его возможностями.

Слайд № 6.

В 2002 году не удалось выдержать структуру направлений финансирования программ из федерального бюджета, принятую при их утверждении, ориентированную на приоритетное выделение капитальных вложений, что снизило инвестиционную направленность программ и как следствие их результативность. Таким образом, не удалось выполнить критерий, определяющий преобладание расходов на НИОКР и расходов капитального характера в структуре финансирования программ. (слайд 6).

Высокая доля текущих расходов, направляемых из федерального бюджета на финансирование программных мероприятий в 2002 году, служит индикатором того, что часть важнейших проблем, решение которых предусматривалось реализовывать посредством инвестиций (например, финансирование прорывных высокоэффективных инвестиционных проектов), была вытеснена проблемами текущего характера.

Слайд № 7.

В 2002 году государственными заказчиками для финансирования программ было привлечено около 400 млрд. рублей средств внебюджетных источников и 140 млрд. рублей средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На 1 рубль из федерального бюджета было привлечено 3,7 рубля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В 2001 году указанный показатель составлял 2,6 рубля. (слайд 7).

Таким образом, в 2002 году удалось выполнить один из важнейших критериев, установленных Правительством Российской Федерации и повысить значимость средств федерального бюджета, как катализатора привлечения средств из других источников для финансирования федеральных программ.

Вместе с тем по сравнению с объемами, предусмотренными в утвержденных программах, государственные заказчики допустили недофинансирование федеральных целевых программ в 2002 году за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на сумму более 900 млрд. рублей.

Например, Минэнерго России (государственный заказчик программы “Энергоэффективная экономика”), с учетом принятых обязательств при утверждении программы, не профинансировало в 2002 году программные мероприятия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников на сумму около 514,0 млрд.рублей, в том числе – 483,0 млрд.рублей капитальных вложений.

Минсельхозом России (программа “Повышение плодородия почв”) недофинансированы мероприятия программы из средств помимо федерального бюджета (с учетом обязательств, принятых при утверждении программы,) на сумму 14 млрд.рублей.

МЧС России соответственно недофинансировал мероприятия программы “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” на сумму 1,7 млрд.рублей.

Минтранс России при утверждении программы “Модернизация транспортной системы” обязался привлечь в 2002 году более 224 млрд.рублей из внебюджетных источников. Фактически привлечено 104 млрд.рублей.

Минатом России недофинансировал мероприятия программы “Ядерная и радиационная безопасность” из внебюджетных источников на сумму 148 млн.рублей.

Как положительный пример, можно привести Минздрав России, который выполнил в основном свои обязательства по финансированию программы “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера”. На 1 рубль бюджетных средств было привлечено более 5 рублей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

В целом, итоги реализации федеральных целевых программ за 2002 год свидетельствуют, что пока не удалось минимизировать влияние ряда негативных факторов прошлых лет и переломить ситуацию в сторону полного финансирования программ из всех источников для достижения целей программ, поставленных при их утверждении.

Для достижения этих целей необходимо повысить ответственность государственных заказчиков за реализацию программ. Качество их работы является ключевым фактором, влияющим на эффективность программ.

В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных средств формирование и реализация федеральных целевых программ на 2004 год и последующие годы будет базироваться на следующих основных принципах:

Слайд № 8

- оптимизация государственных обязательств - отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;

- обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его финансовыми возможностями;

- планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;

- обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация, в первую очередь, инвестиционных проектов федеральных целевых программ;

- открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;

- государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;

- повышение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;

- законодательное закрепление основных процедур формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

Государственные инвестиции на 2004 год и последующие годы должны быть ориентированы на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку развития тех ее секторов, которые способны стать “катализатором” ускорения развития всех сфер экономики, обеспечить инновационную направленность, рост эффективности производства и производительности труда, выполнение обязательств государства в социальной сфере.

В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования становятся:

Слайд № 9

- модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникативной и т.д.);

- модернизация коммунальной инфраструктуры для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств;

- инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение;

- адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;

- инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий для ее полной самостоятельности и независимости;

- формирование и развитие технологической базы секторов "новой экономики", в первую очередь науки, что должно обеспечить завершение формирования системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;

- осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

В целом перечень федеральных целевых программ, предусматриваемых к финансированию из федерального бюджета в 2004 году, сформирован на основе вышеуказанных критериев и приоритетов. В него предлагается включить 50 программ. Из них: 13 программ были утверждены Правительством Российской Федерации до 2001 года, 27 программ в 2002 году, 9 программ в 2002-2003 годах, а также находящуюся на этапе утверждения федеральную целевую программу “Государственная граница Российской Федерации”.

Исходя из имеющихся бюджетных ограничений, в 2004 году целесообразно сохранить в основном объемы финансирования федеральных целевых программ на уровне 2003 года (в 2003 году это 8,4% от непроцентных расходов федерального бюджета без расходов направляемых Пенсионному фонду). При этом, при финансировании расходов, осуществляемых по разделу 06 “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу”, в рамках федеральных целевых программ, целесообразно исходить в основном из показателей финансирования программ за счет федерального бюджета, принятых при их утверждении Правительством Российской Федерации - около 10,15 млрд. рублей без индексации и без учета расходов на космические научные исследования (предложения Минпромнауки России - 10,6 млрд. рублей с расходами на космические исследования в объеме 2,45 млн. рублей).

При формировании объемов финансирования федеральных целевых программ необходимо обеспечить преобладание расходов капитального характера в структуре расходов. При этом предлагается, чтобы в 2004 году объемы финансирования по направлению “прочие расходы” (разделы федерального бюджета кроме 06 и 07) обеспечивали реализацию мероприятий в основном капитального характера, реализуемых в рамках федеральных целевых программ, в том числе связанных с дорожным строительством (программа “Модернизация транспортной системы России”, раздел 26), развитием сельского хозяйства (программы “Повышение плодородия почв”, “Социальное развитие села”, раздел 08), поддержкой информатики и связи (программа “Электронная Россия”, раздел 10), химическим разоружением (программа “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации”, раздел 22) и других.

Учитывая, что основным объектом государственного инвестирования являются проекты федеральных целевых программ, а также то обстоятельство, что с учетом решений Правительства Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации расходов федерального бюджета объем государственных капитальных вложений на 2004 год по состоянию на 16 июня 2003 г. определен Минфином России в объеме 49 978 879,8 тыс. рублей, что на 15% ниже уровня 2003 года без учета дефлятора, предлагается определить федеральные целевые программы, реализация которых в 2004 году должна быть осуществлена в приоритетном порядке. При анализе мы руководствовались важнейшими задачами налогово-бюджетной политики на 2004 год и на период до 2006 года, определенными на заседании Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 и предложенными приоритетами государственной инвестиционной политики:

Слайд № 10

снижение налогового бремени в целях достижения устойчивых темпов экономического роста на основе опережающего развития несырьевого сектора экономики, включая сельское хозяйство и сферу услуг;

обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на основе разграничения полномочий и упорядочения расходных обязательств;

повышение эффективности социальной защиты населения, качества и доступности бюджетных услуг;

модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, включая переход на комплектование российской армии на контрактной основе;

воспроизводство научного потенциала;

развитие судебной системы.

Такой подход к финансированию программ позволит в целом сохранить преемственность федерального бюджета в 2004 году по отношению к бюджетам 2002 и 2003 годов, обеспечить реализацию решений, принятых Правительством.

Финансирование в 2004 году государственных капитальных вложений в рамках программ предлагается обеспечить в объеме около 28 млрд. рублей. Это позволит на приемлемом уровне комплексно и системно решать задачи, поставленные в программах, и достичь конечных результатов по ключевым инвестиционным проектам.

При этом, с учетом 15%-го сокращения финансирования государственных капитальных вложений относительно уровня 2003 года целесообразно разделить программы на 2 группы, пропорционально уменьшив финансирование по группе 2 и объектам непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, за исключением финансирования капитальных расходов спецкомплекса, расходов по обеспечению жильем военнослужащих (включая Минобороны России) и расходов на развитие инфраструктуры фундаментальной науки, соответствующих важнейшим задачам налогово-бюджетной политики на 2004 год и на период до 2006 года, и предложенным приоритетам.

В первую группу войдут 32 федеральные целевые программы(слайд 11).Их финансирование предлагается осуществить в объемах соответствующих уровню 2003 года.

В приоритетном порядке в 2004 году необходимо предусмотреть финансирование Федеральной космической программы России и программы “Глобальная навигационная система”. (протокол заседания Правительства Российской Федерации № 11 от 3 апреля 2003 г., пункт 3 “Минэкономразвития России, Минфину России, Росавиакосмосу при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать финансирование программ в соответствии с объемами, определенными этими программами”).

При этом, у части программ и подпрограмм, входящих в эту группу финансовые показатели финансирования из федерального бюджета, принятые при утверждении программ, значительно (более чем в 3 раза) ниже объема финансирования этих программ в 2003 году. Среди них Федеральная целевая программа развития образования - государственные капитальные вложения из федерального бюджета на ее реализацию в 2003 году предусмотрены в объеме 1674,4 млрд. рублей, в то время как в программе на 2004 год этот показатель равен 626,1 млн. рублей. Предлагается, в 2004 году при финансировании государственных капитальных вложений по этой программе обеспечить показатель, установленный при утверждении программы Федеральным законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51ФЗ.

Аналогичное положение с рядом других федеральных целевых программ, входящих в эту группу. Например, в программе “Жилище” у подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” объем финансирования государственных капитальных вложений в 2003 году составляет 500 млн. рублей, а по паспорту программы в 2004 году – соответственно 40 млн. рублей; “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” объем финансирования государственных капитальных вложений в 2003 году 545,9 млн. рублей, по паспорту в 2004 году – 300 млн. рублей; “Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда” соответственно в 2003 году – 1333,6 млн. рублей, в 2004 году – 70 млн. рублей.

Из всех программ и подпрограмм, входящих в эту группу, учитывая остроту проблемы и имеющиеся поручения Президента и правительства, предлагается профинансировать в 2004 году подпрограмму “Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда” в размере 700,0 млн. рублей, что в десять раз превышает объемы средств, утвержденные в подпрограмме (с 37,7 млн. кв. м в 1995 году объем ветхого жилья в стране увеличился до 87,8 млн. кв. м.). Для реализации этих предложений государственному заказчику - Госстрою России необходимо срочно внести в установленном порядке соответствующие изменения в показатели финансирования подпрограммы.

По остальным федеральным целевым программам и подпрограммам, относящимся к вышеуказанной группе, показатели финансирования по государственным капитальным вложениям и в основном по другим направлениям расходов должны быть сохранены на уровне 2003 года (слайд) .

Кроме того, в 2003 году реализуется в виде отдельных мероприятий и первоочередных проектов федеральная целевая программа “Государственная граница Российской Федерации”, находящаяся в настоящее время в стадии утверждения. Учитывая то обстоятельство, что программа имеет прямое отношение к безопасности страны, предлагаем также предусмотреть ее финансирование в объемах 2003 года.

Во вторую группу входят федеральные целевые программы, по которым предлагается осуществить 15%-ное сокращение государственных капитальных вложений, соответствующее сокращению финансирования, доведенному Минфином России. Эти программы представлены на слайде .

Кроме вышеперечисленных программ в 2003 году финансировалась программа “Энергоэффективная экономика” с объемом финансирования по государственным капитальным вложениям около 2094,0 млн. рублей. Учитывая то обстоятельство, что получателями государственных капитальных вложений в этой программе являются в основном акционерные общества, а реализуемые проекты носят во многом коммерческую направленность, а также крайне высокую зависимость реализации программы от внебюджетных источников и частично бюджетов субъектов Российской Федерации (из федерального бюджета должно финансироваться лишь 0,7%) предлагается приостановить финансирование программы из федерального бюджета в 2004 году, а часть социально значимых проектов реализовывать отдельными мероприятиями и проектами по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Также предлагается основные наиболее эффективные мероприятия программы “Создание и развитие инфомационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти” реализовывать в рамках федеральной целевой программы “Электронная России”, так как цели и задачи этих программ в основном совпадают.

С 2001 года в стадии подготовки находятся 23 новых федеральных целевых программы и подпрограммы (слайды ), которые разрабатываются по решениям Президента Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, в соответствии с постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и по другим поручениям.

Указанные программы находятся в различной стадии разработки и согласования. Ориентировочные затраты на их реализацию составляют на весь период около 290 млрд. рублей, в том числе, по предварительной оценке, в 2004 году более 47 млрд. рублей, из них государственные капитальные вложения 28,4 млрд. рублей.

Предлагается, учитывая важность целей и задач, поставленных при разработке этих программ, предусмотреть финансирование проектов этих программ в 2004 году в виде отдельных мероприятий и первоочередных проектов.

Кроме вышеперечисленных федеральных целевых программ и разрабатываемых проектов программ и подпрограмм существует 16 утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ, которые не финансируются из федерального бюджета в 2003 году. Реализацию этих программ начиная с 2004 года предлагается прекратить или приостановить их финансирование в 2004 году из федерального бюджета (слайд).

Кроме того, в ряде вновь утвержденных федеральных целевых программ отсутствуют перечни конкретных инвестиционных проектов с указанием источников и объемов их финансирования по годам (программы “Социальная поддержка инвалидов”, “Экология и природные ресурсы России”, “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера”, “Ядерная и радиационная безопасность России”, “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации”). Согласно пункту 3 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

С учетом этого программы, в рамках которых государственные заказчики предусматривают реализацию конкретных инвестиционных проектов стоимостью более 90,0 млн. рублей и, при этом, данные проекты не включены в программы в установленном порядке и, таким образом, не имеют нормативной базы для финансирования за счет государственных капитальных вложений, должны быть в ближайшее время пересмотрены государственными заказчиками и скорректированы в соответствии с действующими нормативными документами. В противном случае инвестиционные проекты этих программ должны быть исключены из федеральной адресной инвестиционной программы 2004 года.

Значительная часть расходов капитального характера федеральных целевых программ и, особенно, федеральных программ развития регионов в федеральном бюджете 2004 года, как и в 2003 году будет предусмотрена для объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Это регламентировано статьей 85 пункт 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В 2003 году в федеральном бюджете предусмотрено на эти цели более 39,3 млрд. рублей (Фонд регионального развития - 25,07 млрд. рублей и в Федеральной адресной инвестиционной программе - 14,24 млрд. рублей).

Необходимо, при формировании предложений по разграничению доходных и расходных полномочий, в соответствии с проектами федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, предусматривать с 2005 года доходные источники для финансирования строительства вышеуказанных объектов. Одновременно государственным заказчикам необходимо будет внести в установленном порядке соответствующие корректировки в федеральные целевые программы и федеральные программы развития регионов. Потребуется внесение изменений и в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. (Бюджетный кодекс, статья 85, пункт 4 – “Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут включаться в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетами субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в порядке бюджетных отношений.

В целях реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с последующей передачей материально-технических ресурсов получателям средств федерального бюджета, соответствующим учреждениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работа с федеральными целевыми программами должна быть ориентирована на достижение конечных результатов, что предусматривает усиление механизмов контроля за реализацией программ, и включать внешний контроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфином России, Минпромнауки России, государственными контролирующими органами, и внутренний контроль, осуществляемый самими федеральными органами исполнительной власти – государственными заказчиками федеральных целевых программ. (Слайд )

При этом возрастает роль отчетности, мониторинга, оценки результатов, экспертных проверок реализации программ. Процесс отслеживания хода реализации программ должен осуществляться практически непрерывно.

Минэкономразвития России подготовлен проект рекомендаций по организации и проведению экспертных проверок федеральных целевых программ, и проект рекомендаций по проведению анализа хода реализации программ.

Необходимо обеспечить, начиная с 2005 года, реализацию положения о сокращении в очередном финансовом году объемов финансирования из федерального бюджета федеральных целевых программ, государственные заказчики которых не приняли необходимых мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программ за счет внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных при их утверждении, в пропорции, определившейся по итогам реализации программ за отчетный год.

Перечисленные в докладе предложения позволят повысить эффективность реализации федеральных программ и решить наиболее важные социально-экономические задачи развития Российской Федерации в предстоящем году.

Перечень федеральных целевых программ,
предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2004 году
(государственные капитальные вложения)

млн.рублей

№№ Наименование федеральных целевых программ 2003 (бюджет) 2004 (паспорт программы) 2004 (проектировки)
часть 1
1. Федеральная космическая программа России на 2001-2005 годы 102,50 1106,70 1106,70
2. Программа "Глобальная навигационная система" - 35,50 35,50
3. Программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" 118,00 102,20 102,20
4. Программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы 91,50 75,00 75,00
5. Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" 79,00 60,20 60,00
6. Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" 118,10 71,40 71,40
7. Федеральная программа развития образования 1674,40 626,10 626,10
8. Программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" 510,30 483,70 483,70
9. Программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" 323,00 319,80 319,80
10. Программа "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" 44,50 40,00 40,00
11. Программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы 1519,40 1387,40 1387,40
12. Программа "Социальное развитие села до 2010 года" 68,40 200,00 68,40
13. Программа "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)" 368,00 1536,00 368,00
14. Программа "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" 228,00 419,50 228,00
15. Программа "Электронная Россия на 2002-2010 годы" 550,00 3570,90 550,00
16. Программа "Жилище" на 2002-2010 годы 11038,00 9807,40 10437,40
17. Программа "Дети России" на 2003-2006 годы 833,10 882,80 833,10
18. Программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы" 410,00 1283,60 410,00
19. Программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" - - -
20. Программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" 15,00 169,90 15,00
21. Программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" 182,40 215,00 182,40
22. Программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" - -  
23. Программа "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" 3500.00 3500,00 4000,00
24. Программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" 800,00   800,00
25. Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" - -  
26. Программа "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" 601,30 2147,00 601,30
27. Программа "Международный термоядерный реактор ИТЭР" на 2002-2005 годы - -  
28. Программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы 325,00 573,40 325,00
29. Научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы 177,70 181,20 177,70
  ИТОГО:     23304,00
часть 2
30. Программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" 136,10 89,20 89,20
31. Программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" 512,90 163,90 163,90
32. Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" 2774,00 1805,90 1805,9
33. Программа "Культура России (2001-2005 годы)" 1827,20 3320,10 1553,12
34. Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы 76,00 76,20 64,60
35. Программа "Мировой океан" (1998-2012 годы) 75,00 229,50 63,75
36. Президентская программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы 30,00 818,10 25,50
37. Программа "Русский язык" на 2002-2005 годы - -  
38. Программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)" - -  
39. Программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" 503,20 910,20 427,72
40. Программа "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы 35,00 611,28 29,75
41. Программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) 40,00 145,40 34,00
42. Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" - -  
43. Программа развития Калининградской области на период до 2010 года 1,50 507,00 1,28
44. Программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" 20,10 1646,50 17,09
45. Программа" Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" - 26,10  
46. Программа "Юг России" (на 2002-2006 годы) 50,00 2606,32 42.50
47. Программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" - 4342,90  
48. Программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" - 1274,00  
49. Программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" - 3407,60  
50. Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления (2000-2014 годы) - -  

ИТОГО:

4318,30

Общая сумма предельного лимита по
государственным вложения для
федеральных целевых программ

27622,30

Закрыть окно