ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 год 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2008-12-19
Первым делом - самолеты
Источник: "Наша власть - дела и лица"

Федеральные целевые программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» и «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» призваны утолить «голод» авиаперевозчиков на качественные и современные воздушные суда, вывести отечественный авиапром из летаргии и, в конечном итоге, предоставить авиапассажиру тот уровень услуг, который давно считается нормой во всем мире. В сентябре 2008 г. получил одобрение Наблюдательного совета ВЭБ план строительства в Ульяновске авиазавода по производству самолетов Eclipse 500 – идеальной машины для использования в качестве административного или корпоративного самолета, аэротакси, личного транспортного средства. Наш собеседник – Николай Никифоров, генеральный директор (СНГ) компании ETIRC Aviation S.à.r.l., еще в феврале объявившей о намерении начать производство самолетов в России.

– Николай Николаевич, как соотносится строительство завода в Ульяновске с реализацией Федеральной программы по авиастроению?

– Строительство сборочного предприятия в Ульяновске полностью вписывается в концепцию Федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники, разрабатываемую правительством в настоящее время. Более того, завод будет органически дополнять уже существующие предприятия ОАК, в продуктовой линейке которых на сегодняшний день отсутствуют суда класса VLJ (имеется в виду Eclipse 500).

Таким образом, мы реализуем такое направление ФЦП как развитие малой авиации, а в перспективе и производство систем бортового оборудования и газотурбостроения. Все это будет осуществлено в рамках процесса «локализации» производства самолетов Eclipse 500 в России – то есть освоения производства компонентов российскими поставщиками как для нужд Ульяновского, так и американского заводов. Мы уже наметили российские предприятия, которые могут выпускать подобную продукцию, а с наиболее перспективными из них уже подписаны протоколы о намерениях.

– Потребует ли создание высокотехнологичного производства в Ульяновске дополнительной подготовки кадров в России или за рубежом?

– Производство, которое планируется реализовать в Ульяновске действительно уникальное, т.к. разработанная поточная технология организации процессов позволяет выпускать более двух самолетов в день. Данная технология доказала свою живучесть в США, где выпущено свыше 280 самолетов Eclipse 500, из которых 21 уже летает в Европе. Ряд специальных процессов, таких, например, как фрикционная сварка, является новшеством в серийном производстве сверхлегких реактивных самолетов.

Особое внимание уделяется подготовке специалистов. В связи с абсолютно новым подходом к изготовлению необходим тренинг узкоспециализированных сотрудников, умеющих обращаться с высокоточной техникой и компьютерами. Все операции сегодня имеют визуализированное представление и интерактивные учебники, позволяющие отрабатывать и оттачивать умение работников до непосредственного начала работы на конвейере. Используя ноу­хау специалистов General Motors, а также собственные современные технологии обучения, мы планируем полностью «закрыть» потребность в персонале в течение первых двухтрех лет работы завода, набирая преимущественно молодых специалистов. Соответствующие договоренности со средними и высшими техническими учебными заведениями Ульяновска уже имеются. Кроме того, старший технический персонал, а также управленческое звено пройдут курсы повышения квалификации в США. Более того, по договоренности с ОАК мы не будем ограничиваться подготовкой только лишь собственных специалистов.

– Что этот проект даст России?

– Очень многое. Вот лишь основное:

самое современное по параметрам эф­фективности, технологичности, организации процессов и т.п. авиационное производство в мире;

высокую степень интеграции Ульяновского авиазавода в мировые бизнеспро­цессы в авиационной отрасли, а также интеграцию заводов, на которых будет проводиться локализация;

наличие производства, высокотехнологичная продукция которого будет реализовываться не столько на внутреннем рынке, сколько в Европе и других странах мира. По сути, это будет самый массовый российский самолет, поставляемый за рубеж, за всю историю авиации;

прямую занятость 1500 специалистов, не считая косвенной вовлеченности человеческих ресурсов в производство и смежные отрасли.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы бизнесавиации в России?

– Проект дает возможность поставить на рынок воздушные суда, которые будут обеспечивать перевозки между городами, где нет прямого воздушного сообщения и где традиционные воздушные суда нецелесообразно использовать по экономическим причинам. Eclipse 500 будет служить своего рода «катализатором» роста пассажиропотоков между такими городами, что собственно и добавляет их ценность как эффективного инструмента развития транспортной инфраструктуры. Есть и более прагматическая польза от массового ввода в эксплуатацию данного воздушного судна – при сокращающемся парке авиакомпаний и росте дефицита провозных емкостей Eclipse послужит, условно говоря, «демпфером», позволяющим взять на себя некоторую часть пассажиропотоков.

На наш взгляд, это значительно облегчит переходный период, особенно если учесть, что VLJ техника будет производиться в больших количествах. В результате присутствие на рынке российских Eclipse 500 не только позитивно повлияет на авиаперевозки в целом, но и повысит качество услуг, предлагаемых потребителям.

– Как в реализации этого масштабного проекта бизнес взаимодействует с властью? Какие проблемы существуют на данном этапе?

– Проект строительства завода в Ульяновске был предложен губернатором С.И. Морозовым и профессором Р. Пипером еще в 2005 г. Однако убедить американских коллег в возможности развертывания сверхсовременного производства в России было не так просто. Потребовалось несколько лет и на то, чтобы Россия стала восприниматься на Западе не только как центр высоких технологий, но и в качестве относительно безопасной гавани для такого рода инвестиций. Кроме того, сам проект прошел через аудит его эффективности и целесообразности, осуществленный экспертами Счетной палаты РФ и Внешэкономбанка. Лишь в сентябре 2008 г. он получил одобрение на Наблюдательном совете ВЭБ и был подписан его председателем – премьер­министром В.В. Путиным. Завод будет создаваться в формате государственночастного партнерства, где правительство будет располагать контролирующим пакетом акций. Основной проблемой сегодня является общий спад в мировой экономике, проблемы в США и их отголоски в России, а также вызванная всем этим нехватка финансовых ресурсов.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.