ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 год 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2010-04-22
Как тратить по- умному: от целей к средствам
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Отчитываясь перед депутатами Государственной Думы премьер российского правительства, Владимир Путин дал понять, что рецессия завершена, в связи с чем предложил вновь начать накапливать резервы.

Дефицит федерального бюджета к 2012 г должен сократиться до 3 проц ВВП, в дальнейшем нужно вновь вернуться к бездефицитному бюджету, заявил премьер, по мнению которого Россия не может постоянно жить с дефицитом бюджета в 6 проц ВВП. В противном случае она загонит себя в долговую яму и будет из года в год тратить все больше государственных ресурсов на обслуживание займов, заявил экономный премьер.

Вернувшись к бездефицитному бюджету, можно вновь начать накапливать резервы.

В связи с этими планами, в ближайшие два года бюджетное законодательство страны подвергнется серьезному реформированию.

Суть бюджетной реформы заключается в новом подходе к расходованию государственных средств. "Нам необходима более справедливая модель межбюджетных отношений, - убежден премьер. - Федеральная поддержка должна поощрять лучшие регионы и стимулировать все территории к развитию, к эффективному использованию ресурсов. Такую модель в ближайшее время подготовим и представим на ваш суд", – сообщил Путин. В текущем, 2010 году, сообщил, что в текущем году расходы федерального бюджета на поддержку регионов РФ составят 1 трлн 178 млрд руб.

"Несмотря на успешное решение ряда кризисных задач, особенно социальных, остались такие сферы государственной финансово-экономической политики, которые требуют скорейшего реформирования, - считает консультант департамента Due Diligence НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Андрей Чернявский. – Например, межбюджетные отношения. В кризис доходы региональных и местных бюджетов значительно сократились, по причине резкого сокращения поступлений от налога на прибыль". Региональные проблемы решались за счет существенных федеральных дотаций, объем которых и до кризиса был велик, а в кризис увеличился в разы, отмечает эксперт. Эта поддержка помогла удержать большинство региональных предприятий от банкротства. Из-за нехватки средств резко увеличился объем долгов региональных бюджетов. В этих условиях очень серьезную часть своих доходов регионы вынуждены использовать на обслуживание долгов и социальные обязательства. Соответственно средств на инвестиции в экономику, которые должны обеспечивать выход из кризиса и посткризисное развитие, не остается.

Проведенная несколько лет назад реформа межбюджетных отношений только увеличила налоговую централизацию и зависимость региональных и местных бюджетов от федеральных трансфертов, считает А.Чернявский. Это привело к притягиванию регионов-доноров по уровню развития к дотационным регионам.

"В будущем сбалансированное и быстрое развитие регионов возможно за счет их большей налоговой самостоятельности и одновременного перехода к четким критериям оценки эффективности конкретных экономических программ, а не за счет существующей размытой методики "эффективности работы региональных властей", - полагает он.

Новая бюджетная политика, по словам премьера, скажется и на системе бюджетных учреждений. Речь идет о реформе, которая предусматривает деление всех бюджетных организаций на два типа – казенные и собственно бюджетные, которые будут переведены со сметой на госзаказ.

Суть реформы и ее последствия пока не ясны, но уже зазвучали первые отклики. Депутаты от фракции КПРФ предполагают, что реализация реформы приведет к тому, что бесплатных услуг в образовании и медицине не останется.

Соответствующий законопроект, предполагающий изменения механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, Госдума рассмотрит 23 апреля во 2-м чтении. Их переведут со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

Этим изменения не ограничиваются. Согласно новым правительственным планам, большая часть бюджетных средств в России будет распределяться по госпрограммам.

В настоящий момент принципы новой системы бюджетного планирования широко обсуждаются как среди правительственных чиновников, так и среди экономистов.

Окончательное утверждение ожидается, по данным СМИ, в конце апреля, на совместной коллегии Минфина и Минэкономики.

Программа реформы, и план ее реализации уже опубликованы на сайте Министерства финансов. Документ был одобрен рабочей группой при правительственной комиссии по административной реформе с участием вице-премьера и руководителя аппарата правительства Сергея Собянина 14 апреля.

Ранее, в феврале Министерство финансов РФ разослало в федеральные органы власти проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, и таким образом начал pr-компанию.

"Программа не является чем-то новаторским, - рассказал журналистам директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Алексей Лавров. – Это продолжение начатых ранее реформ". "Новые вызовы и новые требования побудили Минфин провести ревизию существующей системы, и сформулировать новые меры, чтобы к 2012 году выйти на новый уровень".

Для того, чтобы бюджет был эффективным, нужно связать цели и инструменты, полагают в ведомстве. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четкая постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти, отметил представитель Минфина.

Для осуществления этих планов, необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.

Эксперты оценили программу как "амбициозную и даже революционную", но, тем не менее, ряд вопросов все-таки остается. Во-первых, не все цели поддаются описанию. Во-вторых, напоминают эксперты, ни одна действующая до сих пор ФЦП, может быть, за исключением национальных проектов, не достигла таких показателей, которые были в ней заложены. Кроме того, придется отказаться от грандиозных лозунгов по стремительному росту – госпрограммы такого не подразумевают. Тем не менее, переход к новой системе бюджетного планирования называют ключевым вопросом современного этапа развития.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.