ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 год 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 

2010-03-10
В 2011 г. бюджет придется резать по живому, отказываясь от многих расходов — и текущих, и инвестиций. Уже ясно, что почти наполовину придется сократить федеральные целевые программы
Источник: газета "Ведомости"

В бюджете следующего года уже появилась дыра — почти 654 млрд руб., подсчитали в Минфине по возвратным распределениям ведомств. Пока что придется резать инвестиционную часть бюджета — федеральные целевые программы (ФЦП), паспорта которых утверждены постановлениями правительства. «Обязательства, взятые властью, пока есть, а денег уже нет», — объясняет чиновник Минфина.

По подсчетам Минфина, нынешние 53 ФЦП не обеспечены расходами бюджета больше чем на две трети. Ассигнования на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам программ на 1 января 2009 г. должны составить 2,9 трлн руб., из которых почти 2,1 трлн руб. профинансировано не будет (см. график на стр. 03). «Мы исходили из того, насколько действующие обязательства обеспечены ресурсами бюджета при уже заданных параметрах доходов и дефицита, — объяснил чиновник Минфина. — Это пока первая пристрелка бюджета на 2011 г. Очевидно, придется считаться с тем, что кризис поменял конъюнктуру бюджетной обеспеченности. Допускаю, придется снижать и другие, не только инвестиционные, расходы бюджета». Ведомственная структура бюджета расписана только на 2010 г., продолжает он, на 2011 и 2012 гг. расходы заложены только в общих характеристиках: «Никуда не денешься, какие-то жиры придется резать, какие-то инвестпланы — откладывать». Премьер Владимир Путин на прошлой неделе не поддержал предложения Минфина об отказе от индексации трудовых пенсий на 6,3%. Если не будем резать пенсии, придется экономить на чем-то другом, признается чиновник Минфина.

Сотрудник Минэкономразвития говорит, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать в процентном соотношении. Это взаимоувязанный документ, снижать финансирование надо гармонизированно», — вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой.

В бюджете не должно быть нефинансируемых мандатов (обязательств, возложенных федеральным законодательством без предоставления источников финансирования), говорит высокопоставленный чиновник Минфина. Однажды нефинансируемые мандаты уже пришлось отменять, напоминает он: «Это была болезненная процедура» (см. врез).

«Минфин сгущает краски. Если их послушать, то жить страшно», — горячится высокопоставленный чиновник Минэкономразвития: пусть пока министерства и ведомства работают над своими программами, а правительство решит, какие финансировать. Макропрогноз будет меняться, а значит, и параметры бюджета изменятся, напоминает другой сотрудник Минэкономразвития: «Вполне возможно, после пересмотра не придется так сильно сокращать расходы бюджета».

Минфин уже довел до госзаказчиков информацию о лимитах на 2011 г. — по некоторым программам сокращение до 4 раз, сетует чиновник правительства, без закрытия некоторых ФЦП, видимо, не обойтись, однако для этого нужно политическое решение. Можно воспользоваться опытом 2000-х гг., когда было около 170 ФЦП, их закрыли, однако выбирали отдельные стройки, которые нужно было завершить, и продолжали финансирование, вспоминает собеседник «Ведомостей»: «Выбрать такие стройки можно и сейчас, однако это не вписывается в предложенную Минфином концепцию тотального “опрограммирования” расходов».

Опрошенные «Ведомостями» госзаказчики не готовы отказываться от запланированных планов. В ФЦП по развитию статистики запланировано на ближайшие годы обновление сервисных систем, строительство новых помещений для статслужбы и о возможном отказе Минфина финансировать эти мероприятия пока не слышно, говорит сотрудник Росстата.

Замах Минфина сократить ФЦП вдвое очень смел и вызовет ожесточенное сопротивление ведомств и заказчиков, прогнозирует чиновник Минобороны. По его мнению, в первую очередь придется сокращать программы, связанные со строительством. Нужно провести независимый технический аудит программ, по которым предусмотрены закупки станков и другого промышленного оборудования, указывает он, но вряд ли у ведомств хватит сил, чтобы провести такой аудит. Затраты на ФЦП по развитию ядерных технологий уже были сокращены из-за Минфина, мероприятия на 2010 и 2011 гг. носят конкретный характер, финансировать их частично смысла нет, говорит сотрудник, близкий к «Росатому».

Выходов немного: менять программы, сокращая их финансирование, отказывать от них вовсе или искать дополнительные ресурсы, рассуждает Александр Андряков из Экономической экспертной группы: «На мой взгляд, нужно сокращать или отказываться». Потенциал для оптимизации ФЦП есть. Если оставить программы в нынешнем виде и финансировать их не полностью, то деньги будут выброшены на ветер, предупреждает Андряков: «Зачем финансировать строительство крыши дома, если сам дом построен не будет?»

Региональные программы не могут быть реализованы кроме как через госфинансирование, предупреждает Булат Столяров из Института регионального развития: программы — инструмент для реализации целей государства на этих территориях, сокращение финансирования в 2-3 раза будет де-факто означать отказ от них. Перебросить затраты на сами регионы или бизнес не получится, считает Столяров: «Уже сейчас мандаты регионов и инвесторов недофинансируются, потому что объемы софинансирования были завышены, чтобы добиться федерального финансирования».

Минфин смотрит не на год вперед: если сейчас удовлетворять все заявки на расходы, то в долгосрочной перспективе есть риски получить несбалансированный бюджет, говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, если посмотреть на ФЦП с точки зрения обывателя, то отказ от них ни к чему страшному не приведет, а эффект от их дальнейшей реализации будет минимальным.

Те же грабли

По данным Минфина, в 2004 г. доходами было обеспечено 69,5% федеральных обязательств, региональных – 62,9%, местных – 76%. В августе 2004 г. принят закон о монетизации льгот, поменявший или отменивший 157 законов. Часть льгот для 35 млн человек заменялась денежными компенсациями; отменялась обязанность бюджетов обеспечивать нефинансируемые мандаты – они оценивалась тогда в 1,8 трлн руб.



НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.