ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2010-02-25
Реформа бюджетных расходов: не в 2012 году, но идея хорошая - эксперты
Источник: РИА "Новости"

Участники заседания Экспертного экономического клуба РИА Новости обсудили в четверг предложенную Минфином программу реформирования системы управления бюджетными расходами - по их мнению, эта идея своевременна, амбициозна и революционна, однако из-за целого ряда системных проблем вряд ли может быть реализована к 2012 году, как надеется министерство. Мало выделить на нее денег - новации должны поддержать все, кого они коснутся, а не только Минфин, отмечают эксперты.

Бюджетные расходы: оптимизация

В рамках очередного заседания директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексей Лавров представил новую систему управления бюджетными расходами.

По его словам, кризис и новые вызовы в экономике потребовали ревизии нынешней бюджетной системы, устранения проблем и системных недоработок. Без этого модернизация не даст нужных результатов, считает представитель Минфина.

Для укрепления бюджетной системы министерство разработало 12 мер. Они охватят все направления деятельности правительства - в частности, идея Минфина предполагает переход к программной структуре расходов бюджета, более консервативное и долгосрочное прогнозирование, оптимизацию госзакупок, повышение эффективности государственного и муниципального управления, совершенствование информационной среды.

Без четкого формирования целей государственной политики об эффективности бюджетных расходов говорить не приходится, отметил Лавров. "Сформируйте цель - и многие ваши действия получат другое освещение", - сказал он.

В упомянутые 12 мер входит реализация новой идеи Минфина - долгосрочных целевых программ (ДЦП), которые придут на смену федеральным целевым программам. Этот инструмент призван повысить эффективность действий властей в центре и на местах, стимулировать их прозрачность, субсидировать на всех уровнях, увязать бюджетные ориентиры. ДЦП должны охватывать все направления деятельности правительства и весь бюджетный сектор. "Не должно быть ситуации, когда часть расходов охватывается ДЦП, а остальная остается в стороне, как будто не имеет ни цели, ни смысла", - сказал Лавров.

ДЦП должны состоять из совокупности ведомственных целевых программ (ВЦП), которые предусматривают более узкие направления расходования бюджетных средств. Также ДЦП включат в себя субсидии, направляемые на поддержку региональных программ. Таким образом, общестратегические результаты и результаты, контролируемые конкретными ведомствами, сформируют, по словам Лаврова, определенную пирамиду, которая и является основной идеологией бюджетной реформы.

При желании весь бюджет можно привести в формат современных целевых программ, главное - наделить менеджеров на всех уровнях полномочиями и ресурсами, считает представитель Минфина.

На ближайшие полгода намечены к реализации почти 50 шагов, призванных повысить уровень обеспечения потребностей общества в государственных и муниципальных услугах и улучшить качество последних. Уже к 2012 году планируется перевести систему управления госрасходами на новый уровень.

Не все сразу

Однако участники заседания скептически оценили возможность быстрой реализации программы Минфина. "Это здорово, что Минфин поставил во главу угла эту задачу (повышение эффективности бюджетных расходов), но реализовать ее в короткий срок, за два-три года, невозможно", - сказал президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

По мнению научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина, "сама по себе установка, что мы все переведем на целевые программы, нереализуема". "Идея правильная, но не надо перебирать через край", - сказал Ясин, добавив, "закрыть все целевыми программами нельзя, жизнь гораздо шире".

Эту мысль поддержала также директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева. "Не все можно вписать в бюджетно-целевой процесс естественным путем, а что делается неестественным - зачем это делать", - высказала свое мнение эксперт. По ее словам, важны не только деньги, но и другие компоненты - адекватное стимулирование, люди, их обучение. До сих пор не все чиновники хорошо знают законы, отметила Юдаева.

Кроме того, Дмитриев обратил внимание на то, что реформа будет накладываться на такие реалии российской жизни как коррупция. "Современные методы управления по результатам предполагают существенное расширение полномочий пользователей бюджета, и это когда, согласно многочисленным международным исследованиям, растет коррупциогенность в России", - пояснил эксперт.

В частности, он привел в пример опыт Таиланда: когда подобная система внедрялась в этой стране, первое, что сделали ведомства, это закупили "Мерседесы". По словам Дмитриева, внедряемая в современных условиях программа скорее создаст новые риски, если параллельно не будут предусмотрены жесткие меры к контролю, к снижению уровня коррупции, а также к повышению прозрачности системы местного самоуправления и росту контроля со стороны общества.

Но идея хорошая

Впрочем, у программы есть бесспорные положительные стороны, и в нынешних условиях она может быть весьма эффективной - если, конечно, будет правильно реализована, отметили эксперты.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич назвал ее амбициозной и революционной. Меняется сам принцип финансирования - не деятельности учреждения, а оказания бюджетных услуг. По его словам, эта реформа задает вектор движения. "Это может дать очень серьезный эффект, если будет осуществляться широким фронтом, а не одним Минфином", - считает Гурвич.

Эксперт полагает, что для успешной реализации нововведения России необходим целый комплекс административных реформ на всех уровнях, а также совершенствование механизма оценки госуслуг их потребителями.

По мнению Ясина, предложенный сейчас механизм радикально отличается от того, который уже пытались реализовать в 2004 году. Тогда для каждого региона был выставлен список целевых показателей. В результате ситуация с социально-экономическим развитием регионов не улучшилась, а только добавились показатели, которые надо выполнять.

Главное - не менять параметры

Сейчас речь идет не о новации, а о продолжении бюджетных реформ начала 2000-х годов, отметил Лавров. С того времени Россия прошла долгий путь, и предлагаемое Минфином обновление должно довести его до логического завершения, полагает он.

Лавров уверен, что введение новой системы бюджетного процесса необходимо увязывать с комплексом других мер, затрагивающим как бюджетную систему, так и реформирование экономики в целом. "Чтобы ввести систему в действие, потребуется время", - отметил он.

По мнению представителя Минфина, никакие прорывы в области бюджетного процесса не дадут эффекта без жестких бюджетных ограничений. Если бюджетная система постоянно будет находиться под риском пересмотра расходных обязательств, если будут меняться одобренные прежде параметры, то это существенно подрывает ожидаемые результаты от реформирования бюджетной системы, уверен он.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.