ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2010-02-26
Несмотря на дефицит бюджета, министерства и ведомства выставили правительству счет еще почти на 2 трлн руб. Эта сумма необходима им в ближайшие три года для выполнения всех поручений президента и премьер-министра
Источник: газета "Ведомости"

В распоряжении «Ведомостей» оказался список проектов федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать с 2011 г., переданный Минэкономразвития в аппарат правительства. Речь идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся (приложение).

«Этот список — грандиозное увеличение крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства. Но к нему надо относиться осторожно, так как программы пока не обоснованы госзаказчиками», — объясняет чиновник Минэкономразвития. Министерства и ведомства — кураторы программ — представили только названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций, добавляет другой сотрудник министерства. Официальный представитель Минэкономразвития подтвердил «Ведомостям», что список передан в правительство.

Высокопоставленный чиновник Минфина назвал этот список «полным отрывом от реальности». Сумма запросов произвела впечатление даже на рядовых сотрудников аппарата правительства, делится с «Ведомостями» чиновник, участвовавший в обсуждении перечня. «Говорить об увеличении бюджетных расходов почти на 2 трлн руб. в то время, когда речь идет о дефиците казны, мягко сказать, странно», — комментирует он. Сумма очень большая, согласен сотрудник Минфина: из-за кризиса в 2009 г. финансирование ФЦП было сокращено на 30%, а в бюджете этого года на 51 ФЦП выделено чуть больше 740 млрд руб. «Невозможно начинать новые программы, когда не финансируются старые, и собирать ком нефинансируемых расходов», — резюмирует он.

В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента, еще шесть — по поручениям премьер-министра, а остальные семь программ — по так называемым «иным поручениям». Тем не менее этот список будет сокращен или «практически обнулен», считает высокопоставленный чиновник Минфина. «ФЦП в перечне — не икона, решение по их финансированию будет приниматься после того, как она будет параметрически описана», — соглашается сотрудник Минэкономразвития. В правительстве пока представленный список не обсуждался, говорит сотрудник аппарата правительства. Он полагает, что в итоге будут приняты не все программы: «Обычная практика: из года в год руководством страны даются поручения по написанию каких-то программ, однако до их реализации дело так и не доходит».

«У чиновников есть такое правило: проси больше, получишь меньше. Но этого “меньше” будет больше чем достаточно», — комментирует запросы министерств партнер ФБК Игорь Николаев. Большой запрос бюджетных средств от министерств и ведомств — последний раунд в борьбе за уходящий ресурс, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. «ФЦП на практике оказались не самым удачным инструментом бюджета, который доживает последние дни. В соответствии заявленным целям Минфина весь бюджет переходит на систему долгосрочных целевых программ, который не стыкуется с ФЦП ни по смыслу, ни по духу», — пояснил он.

Неэффективность ФЦП признают и кураторы программ. Например, большая часть программ, за которые отвечает Минобороны, не выполнена, говорит сотрудник министерства. Причину неэффективности ФЦП он видит не столько в том, что «вокруг этих программ, как и вокруг госзакупок, крутятся всякие сомнительные бизнесмены», а в том, что по своей природе ФЦП обычно предусматривает паритетное финансирование за счет бюджета и за счет средств частных компаний, «а этих средств нет». Если программа, скажем, предусматривает закупку линии из 10 станков, а за счет бюджета покупается пять, то линия все равно некомплектна и программа в этом пункте не выполняется, жалуется он. «Я не помню ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки», — согласен и сотрудник Минэкономразвития. В то же время «никаких указаний о том, что этот формат финансирования изменится на другой, не поступало и ФЦП на следующий программный период продолжают готовиться», признался сотрудник Минобороны.

Приложение

Проекты ФЦП,

предлагаемые к финансированию за счет средств федерального бюджета

начиная с 2011 года

1.         Продление действующих ФЦП

1.1. «Жилище» на 2002-2010 годы (Минрегион России; до 2015 года)

1.2. «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (МЧС

России; до 2015 года)

1.3. «Совершенство ванне федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2010 годы)» (Минобороны России; до 2016 года)

2.         По прямым поручениям Президента Российской Федерации

2.1.      «Обеспечение безопасности   полетов   воздушных  судов   государственной

авиации Российской Федерации в 2010-2014 годах» (Минобороны России)

2.2.      «Развитие   глубоководной  деятельности   и   гидронавтики   в   Российской

Федерации на 2011-2022 годы» (Минобороны России)

2.3.      «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период с

2011 до 2020 года» (Минпромторг России)

2.4.      «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015

годах» (Минобороны России)

2.5.      ФЦП, направленная на обеспечение охраны уникальной природной среды

озера Байкал (Минприроды России)

2.6.      «Молодежь России» на 2011-2015 годы (Минспорттуризм России)

2.7.      подпрограмма «Создание обеспечивающей  инфраструктуры космодрома

«Восточный» (Роскосмос) федеральной целевой программы «Развитие российских

космодромов на 2006-2015 годы»

2.8.      подпрограмма     «Развитие     станкостроительной     и     инструментальной

промышленности»        федеральной        целевой        программы        «Национальная

технологическая база» на 2007-2011 годы

 

З. По     прямым поручениям     Председателя     Правительства Российской

Федерации.

3.1.      «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их

незаконному обороту на 2010-2014 годы» (ФСКН России)

3.2.      «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-

2020 годы» (Минрегион России)

3.3.      Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

(Минобрнауки России)

3.4.      «Русский язык (2011-2015 годы)» (Минобрнауки России)

3.5.      «Таможня на границе (2011-2020 годы)» (ФТС России)

3.6. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (Минспорттуризм России)

4. По иным поручениям

4.1.      Федеральная целевая  программа  по развитию  водолазного дела  и  его

глубоководной компоненты (Минобороны России)

4.2.      «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015

годы и на период до 2020 года» (Минобороны России)

4.3. Федеральная космическая программа России на 2011-2020 годы (Роскосмос)

4.4.      «Электронная Россия» (новая редакция, начиная с 2011   г.) (Минкомсвязь

России)

4.5.      «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011 -

2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения» (Минпромторг

России)

4.6.      «Промышленная утилизация ВиВТ ядерного комплекса на 2011-2015 годы

и на период до 2020 года» (Госкорпорация «Росатом»)

4.7.      «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на

2011-2020 годы» (Минпромторг России)

 




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.