ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2008-12-19
ФЦП: за и против
Источник: "Наша власть - дела и лица"

История российских федеральных целевых программ (ФЦП) насчитывает уже почти два десятка лет. Но до сих пор процессы их формирования, исполнения, а также достигнутые в рамках их реализации результаты выглядят весьма спорно.

Путин и МедведевВ последние годы в общем объеме бюджетных расходов на ФЦП прослеживалась тенденция сокращения удельного веса финансирования тех программ, которые можно условно отнести к разделу «экономика», хотя именно они обладают наибольшим потенциалом по привлечению внебюджетного финансирования.

При сокращении расходов по ФЦП отсутствует ясность, какие же именно мероприятия являются для страны (а значит, и для нас с вами) ключевыми, а какие второстепенными; насколько «эластичны» те или иные мероприятия по реализации ФЦП к снижению уровня их финансирования.

ФЦП задуманы как инструмент реализации прежде всего долгосрочной экономической политики государства. В то же время большинство действующих целевых программ рассчитано не более чем на пять лет, а состав их постоянно варьируется.

Есть и проблемные моменты, общие для многих целевых программ:

недостаток полного пакета проектных документов и разрешений на реализацию программы;

неполная реализация программных мероприятий в связи с недостатком финансирования.

Для решения этих проблем необходимо принимать срочные меры.

Во-­первых, ужесточить контроль в сфере проведения в жизнь и финансирования ФЦП. Это подтвердил в сентябре 2008 г. на заседании президиума правительства и глава Белого дома Владимир Путин: «Не допускать включения в ФЦП явно бесперспективных и неактуальных так называемых научных исследований. Надо подумать, как тратятся государственные деньги».

Во-­вторых, наладить либо модернизировать действующий правовой механизм по устранению недостатков ФЦП, выявленных в результате анализа уже имеющегося опыта их реализации. Необходимо обеспечить жесткий барьер на пути включения в целевые программы той проблематики, которая может и должна решаться министерствами и ведомствами без использования программных инструментов. Необходимо проработать и ввести систему количественных и качественных индикаторов, позволяющих отслеживать изменения и достижения в ходе реализации программ.

В марте 2008 г. на заседании правительства был представлен отчет о выполнении ФЦП за 2007 г. И хотя в целом оценка, данная ходу реализации программ, была положительной, Минэкономразвития признало полностью неэффективными пять федеральных целевых программ. Вот эти «аутсайдеры»:

«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья»,

«Повышение безопасности дорожного движения»,

«Глобальная навигационная система»,

«Промышленная утилизация вооружения и военной техники»,

«Электронная Россия».

Формирование ФЦП и оценка результатов их реализации должны стать более прозрачными и публичными. Это совершенно не тот случай, когда кулуарность и отсутствие учета мнения экспертов могут дать положительный результат.

Но большинство перечисленных выше проблем носят все­таки организационный, а не системный характер.

От редакции. Проблема реализации федеральных целевых программ настолько объемна, многогранна и неоднозначна, что просто нереально охватить все ее аспекты в отдельном номере журнала. Мы еще не раз планируем вернуться к ней. Мы приглашаем предприятия и ведомства, являющиеся заказчиками и исполнителями ФЦП поделиться на страницах «НВ» своими наработками, планами, рассказать о том, как видится исполнение программ теми, кто связан с ними непосредственно.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.