ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2008-06-17
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании Президиума Правительства подробно остановился на механизмах реализации федеральных целевых программ.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ

В. В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги.

Давайте для начала обменяемся оперативной информацией.

Виктор Алексеевич 11 июня проводил заседание правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле по таможенно-тарифной политике. Я посмотрел некоторые решения, попросил бы прокомментировать. Сразу возникает вопрос - мы чего будем делать? Будем стимулировать развитие собственной промышленности, или будем помогать развитию промышленности за рубежом, стимулируя импорт в Российскую Федерацию?

Пожалуйста, Виктор Алексеевич.

В.А.Зубков: Владимир Владимирович, в среду я провел заседание Комиссии Правительства по защитным мерам во внешней торговле по таможенно-тарифной политике. Мы рассмотрели многие предложения по изменению ставок ввозных пошлин на ряд товарных позиций, которые поступили в Комиссию от министерств, ведомств, бизнес-сообщества.

В.В.Путин: Там были предложения от бизнес-сообщества какого? От того, которое занимается реальным производством или занимается торговлей? Какие предложения у вас были заслушаны?

В.А.Зубков: Прежде всего, от того бизнеса, который занимается реальным производством, например, обувным и кожевенным производством, сборкой машин в России. Были предложения по освобождению на 9 месяцев от таможенных платежей импорта запасных частей для нашей авиации, чтобы повысить безопасность полетов, - очень много подделок. Кроме того, было принято решение освободить от пошлины мобильные телефоны.

В.В.Путин: Обнулить?

В.А.Зубков: Обнулить, да. Потому что цель, в общем-то, в прозрачности этого бизнеса. Но, с другой стороны, нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация в течение 9 месяцев. Мы уже освобождали запасные части, комплектующие для производства мобильных телефонов. Но, к сожалению, эта работа пока ведется очень медленно. У нас нет пока своих мобильных телефонов. Будем смотреть на эту ситуацию.

Кроме того, мы рассмотрели еще ряд вопросов. Я сказал об отмене ввозных таможенных пошлин на отдельные виды химических материалов для кожевенно-обувной промышленности. Там было предложение по 12 позициям, а у нас есть 6 позиций - это то, что мы действительно у себя в России не производим. Кроме того, об отмене ставки ввозной таможенной пошлины на мебельные листы, которые производятся из тропических пород древесины. Нет у нас этой древесины. А мебель, которая производится в России, кстати, неплохая. Она приобретет новые свойства, если будет более широко применяться прессовка тропических пород древесины.

Надо сказать, что по всем принятым решениям поручено провести дополнительный анализ.

Не принято решение об освобождении плазменных и жидкокристаллических модулей. Там тоже ставился вопрос о том, чтобы установить нулевую пошлину. Но мы дали срок 10 дней, чтобы рабочая группа еще раз внимательно посмотрела эти позиции.

Главное, что мы смотрели - это отсутствие в России производства тех товаров, на которые предлагаются нулевые пошлины в интересах российских потребителей. Решается задача по созданию стимулов для роста объемов легального импорта. И такой подход позволит обеспечить разумный баланс между интересами бюджета и развитием отечественного производства на базе создания конкурентной среды.

Все материалы Комиссии мы будем тщательно прорабатывать. Для этого создана и будет функционировать постоянно действующая рабочая группа. Министерства обязались отдавать проработанные материалы заранее, а не в последний момент. Кроме того, будет создан экспертный совет, куда войдут представители научных учреждений. Они также перед заседанием Комиссии они будут анализировать вопросы, которые могут возникать при принятии окончательных решений. Но окончательные решения будут приниматься Председателем Правительства по материалам, которые мы будем предоставлять.

В.В.Путин: Я вот на что хочу обратить внимание. Мы с Виктором Алексеевичем говорили на этот счет. Ясно, что российская экономика уже в значительной степени стала частью мировой экономики. Поэтому кооперация становится глубже, связи расширяются. Это естественный, абсолютно нормальный процесс. Вместе с тем, любые решения в сфере таможенно-тарифного регулирования имеют долгосрочные последствия для собственной экономики и для собственной промышленности, ее различных секторов. Поэтому решения должны быть крайне взвешенными. Они полностью должны быть избавлены от любого лоббизма, особенно от лоббизма торгующих и посреднических организаций. Мы с вами знаем, что в некоторых отраслях стоит только неверное движение сделать, и мы на десятки лет вперед уничтожим собственное производство и не будем создавать никаких стимулов. Очень прошу вас быть аккуратными в этих вопросах, прорабатывать самым тщательным образом.

В соответствии с Указом Президента в Госдуму был внесен законопроект о создании Фонда жилищного строительства.

Д.Н.Козак: Владимир Владимирович, во исполнение Указа Президента от 7 мая нами с участием Минэкономразвития, Минфина и группы депутатов внесен законопроект о развитии жилищного строительства. Предполагается создать Земельный фонд, об этом говорилось и ранее.

Основной задачей Фонда будет инвентаризация федеральных земель, которые используются для обеспечения функций Российской Федерации, - земля, которая пригодна для жилищного строительства, для развития индустрии, для создания промышленных объектов. Основная задача этого Фонда - консолидация таких земель и распределение между регионами, а также непосредственно проведение аукционов по продаже земли, по крупным земельным участкам для повышения доступности жилья. Эта работа ведется. Буквально сегодня депутаты Государственной Думы - члены "Единой России" - внесли этот законопроект от 7 мая. Нам необходимо представить заключение Правительства до 18 июня. Крайний срок работы - конец июня.

Я хочу напомнить, что идея создания такого Фонда возникла еще на Координационном Совете по реализации национальных проектов 2 апреля. Уже 3 апреля вышло постановление Правительства, которое наложило запрет на распоряжение федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными предприятиями земельными участками и на осуществление коммерческой деятельности с землей. В настоящее время во исполнение этого постановления нами совместно с Минэкономразвития утверждена форма заявки субъектов Российской Федерации на передачу им земли. Моим приказом от 7 июня утверждена Комиссия, которая будет рассматривать эти заявки. Если Дума в весеннюю сессию этот закон будет примет, то вся нормативная база по формированию Фонда будет готова.

В.В.Путин: Дмитрий Николаевич, напоминаю про нашу договоренность о том, что к ноябрю мы должны закончить работу по строительным стандартам.

Д.Н.Козак: Да, эта работа ведется. Сегодня утвержден соответствующий план мероприятий по реформированию ценообразования в строительстве. Мы направили запросы и в субъекты Российской Федерации, и в наши субъектные представительства, чтобы нам помогли собрать такой банк данных по ценам на строительные работы. И мы могли бы использовать его в качестве верхнего потолка ценообразования строительных работ на стадии бюджетного планирования. На этой стадии мы очень часто берем заново достаточно дорогие проекты, которые утверждаются в соответствии со старыми СНиПами, старыми нормативами. Эти ограничения как раз должны сыграть ключевую роль в снижении цен на строительные продукты за счет средств бюджета.

В.В.Путин: Не забывайте, держите это, пожалуйста, под своим контролем.

Татьяна Алексеевна, Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях наш законопроект по повышению практически в два раза минимального размера оплаты труда. Много раз мы эту тему обсуждали, возвращались к ней, и все-таки, каков Ваш анализ того, как это отразится на рынке труда, на экономике в целом?

Т.А.Голикова: Действительно, Государственная Дума приняла этот закон совсем недавно - на прошлой неделе. Это очень важный закон. Вокруг его принятия шли достаточно бурные дискуссии по поводу целесообразности и нецелесообразности такого серьезного увеличения размера минимальной оплаты труда. Но мы полагаем, что решение обоснованно.

Главное, что сейчас, в самое ближайшее время нам необходимо принять другое решение - увязать повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2009 года до 4 330 рублей с реальными деньгами, начиная с конца прошлого года постановлением Правительства N 605 о переходе на новые системы оплаты труда. Я имею в виду, что буквально в самое ближайшее время мы должны проработать и принять регламент перехода всех федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда. Соответственно, довести до федеральных органов исполнительной власти необходимый объем средств, который учитывал бы и переход на новые системы оплаты труда, и одновременное погружение в эти новые системы минимальных размеров, которые будут установлены с 1 января 2009 года. Это нужно сделать уже сегодня, не дожидаясь даже внесения проекта бюджета в Государственную Думу, потому что в среде государственных органов работа по разработке или доработке новых систем оплаты труда займет существенное время. Думаю, целесообразно согласовать график перехода, чтобы сделать его для всех одинаковым и понятным, чтобы наши федеральные органы уже, как минимум, 1 ноября, были готовы утвердить свои новые системы оплаты труда. Такая работа сейчас ведется. Я думаю, что в ближайшее время мы ее соответствующим образом завершим и представим Вам предложения.

В.В.Путин: Мы сегодня об этом еще поговорим.

Алексей Васильевич, Вы собрались в Женеву для обсуждения вопросов по условиям присоединения России к ВТО в части, касающейся сельского хозяйства? На что Вы планируете обратить внимание?

А.В.Гордеев: Владимир Владимирович, по поручению Правительства в среду я должен посетить Женеву, где должны пройти заключительные переговоры по уровню поддержки сельского хозяйства в России. Будет встреча с послами стран так называемой Кернской группы - группы, которая наиболее жестко ставит вопросы по либерализации торговли продукцией сельского хозяйства и снижению прямой поддержки.

Нами заявлено 9 млрд. долларов. Это согласованная позиция. Наши партнеры говорят о том, чтобы мы опирались на базу 2005-2006 года - это примерно 3 млрд. долларов.

Но мы обосновываем свою позицию тем, что, во-первых, основные наши партнеры - это страны Евросоюза, США, Канада - имеют гораздо более высокий разрешенный уровень поддержки. Соответственно, у нас также есть планы по восстановлению отечественного сельского хозяйства, я имею в виду госпрограмму. И вот как раз этот уровень в 9 млрд. долларов должен обеспечить эту задачу. Надеюсь, что мы найдем понимание у коллег. Аргументы выработаны у нас вместе с Министерством экономического развития, и я считаю, что нас должны услышать.

В.В.Путин: Хорошо. Потом приедете, расскажете поподробнее.

Сергей Борисович, Вы были на праздновании 225-летия города Севастополь?

С.Б.Иванов: Владимир Владимирович, 14 июня я ездил в Севастополь, возглавлял нашу правительственную делегацию в связи с празднованием 225-летия города-героя Севастополя. Я провел ряд встреч с представителями городской администрации и городского Совета, принял участие в ряде протокольных мероприятий. Но особо бы выделил встречу с представителями общественности - соотечественниками, проживающими в Севастополе. Состоялся очень обстоятельный, иногда даже, прямо скажем, эмоциональный разговор.

Вопросы, которые там звучали, в основном группируются по двум основным направлениям: первое - это поддержка статуса русского языка в Севастополе и в Крыму в целом, второе - это положение наших соотечественников. Я подробно рассказал о наших современных подходах к решению этих проблем, в том числе упомянул о недавно состоявшемся всемирном Форуме русскоязычной прессы, о тех федеральных целевых программах, которые сейчас уже приняты и осуществляются в рамках поддержки и русского языка, и наших соотечественников за рубежом. Передал еще и обращение Президента Российской Федерации. Мне было задано порядка 100 письменных вопросов на тему русского языка и соотечественников. С МИДом мы обязательно их проанализируем и найдем соответствующие ответы. Тема Севастополя, конечно, звучит особенно остро и особенно эмоционально. Это ощущалось буквально кожей во время нашего пребывания.

В целом, я считаю, что поездка была полезной. Она позволила и нам послушать лишний раз простых людей, которые там живут и находятся, прямо скажем, в непростой ситуации, и в то же время рассказать им, что Правительство Российской Федерации, Министерство иностранных дел, в первую очередь, планируют делать для поддержки и русского языка, и соотечественников - граждан России, а их в Севастополе - 92%. Севастополь - уникальный случай: 92% жителей - это граждане России и наши соотечественники. Есть над чем подумать.

В.В.Путин: Спасибо. Давайте перейдем к вопросам сегодняшней повестки дня.

Как и договаривались - предметно рассмотрим ситуацию с исполнением федеральных целевых программ, а также адресной инвестиционной программы.

Мы с вами знаем - это важнейшие рычаги социально-экономического развития России. Сам федеральный статус говорит о том, что они ориентированы на решение действительно стратегических, приоритетных задач.

Я только что был во Всероссийском институте авиационных материалов. Этот институт принимает активное участие в работе по целому ряду направлений. Участие в ФЦП помогает ему добиваться серьезных технологических результатов, качественно обновлять исследовательскую и производственную базу. Но, как сказал руководитель института, в 1997 году практически все основные площади были "мертвыми", бездействовали, не работали. А по возрасту из более чем тысячи научных сотрудников - меньше двух десятков можно назвать молодыми специалистами в возрасте до 33 лет. Сегодня средний возраст научного сотрудника - лет 50. Есть о чем подумать. И это лишний раз говорит о том, что мы правильно сделали, приняв новую программу подготовки научных и научно-педагогических кадров. И все-таки, тенденция явно позитивная и положительная.

Этот институт в 2008 году получает от нас 1,1 млрд рублей по пяти основным направлениям. Это серьезно помогает ему. Есть и проблемы общего характера, которые были затронуты руководством института в ходе беседы. Я о них чуть позже скажу и прошу вас обратить на это внимание.

Всего в 2008 году на реализацию ФЦП и инвестиции по так называемой "непрограммной" части мы направляем 850 млрд. рублей. Сумма внушительная, но это только 12% всей расходной части федерального бюджета. И эти ассигнования должны, конечно, приносить адекватную, эффективную отдачу.

Я не буду их перечислять, вы их хорошо знаете. Это модернизация транспортной системы - 251 млрд. рублей; программа "Жилище" - 64 млрд. рублей; развитие энергетической атомной промышленности - 51 млрд. рублей; социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья - 37 млрд. рублей и т.д.

Одной из серьезных задач Правительства считаю переход к современным - проектным методам построения ФЦП. Когда каждое программное мероприятие имеет четкое экономическое обоснование, сроки исполнения и показатели оценки самого результата.

Тем более, что соответствующий опыт уже накоплен. В том числе, в ходе реализации приоритетных национальных проектов. По этому же принципу построена недавно принятая программа развития транспортной системы, которую я только что упоминал.

И такую практику следует шаг за шагом делать нормой для всех ФЦП. Я прошу Министерство экономического развития предметно заняться этой проблемой и иметь это в виду.

Кроме того, нам нужно четко отстроить все организационные механизмы, связанные с выполнением целевых программ. Мы по-прежнему сталкиваемся с примерами, когда реальное начало реализации программ затягивается практически до середины года. Это абсолютно недопустимая ситуация. С каждым фактом такого управленческого сбоя необходимо разбираться. А соответствующим ведомствам, которые выделяют финансирование, прежде всего, Министерству финансов, нужно иметь в виду, что это не может быть способом переноса финансирования на конец года. Это не тот способ борьбы с инфляцией, который должен быть взят на вооружение.

Конечно, можно привлекать к реализации ФЦП и специализированные управляющие компании, в том числе - негосударственные. Закон это позволяет, во всяком случае, не запрещает. Это правда.

Но сейчас я хотел бы обратить внимание на то, что я услышал, будучи в институте. У нас произошла смена Правительства в соответствии с Конституцией и Законом "О выборах Президента", у нас появились новые министерства и ведомства, во всяком случае, с новыми названиями. Это не должно быть причиной сдерживания финансирования по уже принятым программам. Обращаю внимание и Министра экономического развития, и Министра финансов. Так же как не должно быть причиной сдерживания финансирования изменение статуса самих учреждений. Для нас важен не статус учреждения и не название ведомства - для нас важна суть программ. Нам нужно реализовывать эти программы, не затягивать ни в коем случае. Поэтому прошу коллег подумать над тем, как одним ударом эту проблему закрыть. И не ползать потом по всем ведомствам и опять согласовывать это в течение года. Это абсолютно недопустимо. Нам не нужно этого излишнего бюрократизма.

То же самое касается и финансирования по капитальным вложениям И я прошу обратить на это внимание. Здесь есть тоже проблема, наверняка, Министр экономического развития ее знает. Прошу с Виктором Борисовичем это согласовать и принять общее решение, чтобы не было никаких задержек, связанных с капитальными вложениями.

У нас есть существенные проблемы и с финансированием федеральных программ за счет региональных и местных бюджетов, внебюджетных источников. За первый квартал привлечено лишь немногим более 9% от запланированного годового объема этих средств. Обещание дополнительно привлечь такие ресурсы часто служит одним из основных аргументов в пользу принятия той или иной ФЦП. Но, давая эти обещания, их необходимо выполнять, постоянно работать с регионами, с муниципалитетами, с бизнесом. Я знаю, как это делается. Вы сами потом приходите и говорите: мы часть сделаем за счет бизнеса. Где потом эта часть? Ее не видно. А программа принята. И все в порядке - и спросить не с кого. Так не должно быть.

Отдельно прошу доложить о подготовке новых программ, реализация которых должна быть начата со следующего года.

Работа над ними должна быть завершена точно в установленные сроки - до внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.