ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 год 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2007-01-15
Диспетчерская с космическим уклоном
Источник: Транспорт в России

Как сообщили Агентство национальных новостей (АНН) и электронное издание Gazeta.Kaluga.Net, с 1 января в Калуге вступила в строй Единая диспетчерская служба города. Задача этого муниципального предприятия со штатом в 20 человек – контроль движения муниципального транспорта с использованием спутниковых навигационных систем. Городскому бюджету его создание обошлось в 3.5 млн руб.

Единая диспетчерская служба создана в рамках реализации проекта автоматизированной системы оперативного диспетчерского управления общественного городского и автомобильного пассажирского транспорта, специальной техники и автотранспорта экстренных служб г. Калуги.

Центральная диспетчерская станция размещена на территории МУП «Управление калужского троллейбуса». Она оснащена тремя комплектами компьютерного оборудования, которые принимают данные о текущем местонахождении и скорости движения до 200 единиц общественного транспорта. Навигационно-связными терминалами («маяками») оборудованы все 124 троллейбуса Калуги. Установили «маяки» и на 10 автобусов типа ПАЗ, ходящих по 16-му маршруту на Правобережье. Именно на этом маршруте, как сообщают калужские СМИ, чаще всего наблюдаются нарушения в расписании движения. Кроме того, под контроль попали мусоровозы и уборочные машины.

В 2007 г. службу планируют расширить и приобрести еще 60 комплектов навигационного оборудования, которые поставят на машины скорой медицинской помощи. В перспективе же в Калуге планируют следить за полутора тысячами транспортных средств.

Создание автоматизированных радионавигационных систем управления городским пассажирским транспортом является одним из мероприятий, предусмотренных принятой в 2001 г. Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» (ФЦП ГЛОНАСС). Полное его наименование – «Внедрение автоматизированных радионавигационных систем управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского и городского электрического транспорта городов – 68 центров управления транспортом в городах России», условное обозначение – «СНС-ГПТ». Заказчик работ – Минтранс России. На период 2002-2006 г. на эти работы предполагалось выделить 14.73 млн руб из госбюджета и 132.59 млн руб из внебюджетных источников.

Определение текущего положения и скорости движения транспортного средства осуществляется с помощью установленного на нем навигационного приемника, принимающего сигналы спутниковых навигационных систем GPS (США), ГЛОНАСС (Россия) или их обеих. Последнее предпочтительно по двум причинам. Во-первых, при наилучшем раскладе российская система будет обеспечивать непрерывное обслуживание потребителей на территории страны лишь с конца 2007 г., когда состоятся еще два запуска и количество работающих спутников будет доведено до 18. Во-вторых, в городских условиях с частичным затенением улиц зданиями количество одновременно видимых спутников одной системы часто оказывается меньше четырех, что делает определение положения невозможным. Двухсистемный приемник позволяет снять эти ограничения, регистрируя сигналы от спутников обеих систем.

В диспетчерском центре, оснащенном программно-аппаратными комплексами по сбору, обработке и хранению данных, информация с транспортных средств принимается и представляется операторам для оперативного реагирования.

Головной организацией Министерства транспорта по вопросам внедрения и использования спутниковых навигационных систем на наземном автомобильном и городском электрическом транспорте в рамках ФЦП ГЛОНАСС является НПП «Транснавигация» (Москва). В настоящее время в ряде городов России (Москва, Ярославль, Владимир, Волгоград, Волжский, Майкоп, Сочи, Якутск, Архангельск, Брянск, Орел, Краснодар, Саратов, Самара, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Петрозаводск, Смоленск, Барнаул и др.) идет внедрение разработанной ею автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками «АСУ-Навигация».

На момент начала создания этих систем (2001 г.) в бортовую аппаратуру включались приемники системы GPS, так как система ГЛОНАСС практически не работала. Такое положение в значительной степени сохраняется и сегодня, поскольку навигационное оборудование для системы ГЛОНАСС все еще в несколько раз дороже, чем для GPS. Использование приемников GPS было, кстати, прописано и в проекте калужской системы диспетчерского управления.

Как выглядят и что «умеют» эти средства? К примеру, компания Global Orient (Москва) выпускает несколько вариантов бортового оборудования для систем радионавигации транспорта. Навигационный регистратор «Гранит Р-БД-АЦ.02» со встроенным GPS-приемником записывает текущие данные и автоматически сбрасывает их через радиомодем на базовую станцию автохозяйства. Изделие «Гранит-Навигатор.01» также определяет текущее положение и скорость транспортного средства и передает эти данные в диспетчерский центр через сети сотовой связи GSM-900/1800. Аппаратура «Гранит-Навигатор 02» («Навигатор-Д»), оснащенная телефонной гарнитурой и дисплеем 2ПУ-Р23АЦ, помимо передачи через сеть GSM навигационных данных обеспечивает голосовую связь водителя с диспетчером. Выпускается также радиостанция «Гранит-2Р23АЦ», в которой передача данных и голосовая связь осуществляется по радиоканалу УКВ-диапазона.

НПП «Радионавигация» предлагает аналогичные устройства под обозначениями УПЕ-4, УПЕ-3 и УПЕ-2.

 

УПЕ-3 («Навигатор-Д») – полнофункциональный спутниковый навигационный блок на сотовой связи стандартов GSM (GPRS, SMS) / CDMA.

 

УПЕ-2 («Гранит-2Р23АЦ») – полнофункциональный спутниковый навигационный блок на УКВ-радиосвязи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. №365 начиная с 1 января 2006 г. автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны оснащаться аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Транспорт, уже имеющий приемники системы GPS, должен быть переоснащен российскими или двухсистемными приемниками до 1 января 2009 г.

Необходимо отметить, что Президент Российской Федерации придает исключительное значение внедрению спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в народное хозяйство, и в 2006 г. был принят целый ряд решений, направленных на ускорение этого процесса. Можно полагать, что создание городских диспетчерских служб для контроля движения транспорта с использованием российской навигационной системы будет осуществляться быстрыми темпами.

Так вот, вернемся в Калугу, чтобы отметить неожиданный поворот событий. Разработку технического проекта системы диспетчеризации транспорта с технико-экономическим обоснованием выполнила в мае-июле 2006 г. обнинская фирма ООО «МТМ Групп Регион». В объявленном затем конкурсе на внедрение проекта участвовали семь претендентов, включая «Регион» и «Транснавигацию». Однако пять из семи заявок были отведены как неполные или содержащие недостоверную информацию, и 18 августа победителем конкурса был объявлен Российский НИИ космического приборостроения – организация, являющаяся сегодня головной по системе ГЛОНАСС и ее приложениям. К сожалению, пока неизвестно, какими именно техническими средствами она укомплектовала калужский городской транспорт.

 

 Игорь Лисов




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.