ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-12-13
Сергей Иванов выведет российский авиапром в премьер-лигу
Источник: KM.ru

Факты:

Решение об учреждении Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) было принято на заседании правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса РФ под председательством Виктора Христенко 2 ноября 2006 года. 21 февраля 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании (ОАК).

Вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов избран председателем совета директоров ОАК на первом заседании совета.
Уставный капитал новой компании составил 96,72 млрд рублей, доля РФ в уставном капитале корпорации составляет более 90%. РФ как учредитель внесет в уставный капитал ОАК 100% акций авиационной холдинговой компании «Сухой», 86% акций межгосударственной авиастроительной компании «Ильюшин» и 90,8% акций компании «Туполев».

Также в ОАК будут внесены 15% внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт»", 38% «Ильюшин Финанс Ко», 25,5% Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения имени Гагарина, 38% нижегородского авиастроительного завода «Сокол», 25,5% новосибирского авиационного производственного объединения имени Чкалова и 58% Финансовой лизинговой компании, сообщает РИА «Новости».
ОАК должна начать работу в первом квартале 2007 года, а на рубеже 2007-2008 годов - подготовить выход на фондовые рынки.
 
Диапазон оценок российского промышленного потенциала довольно широк. Если одни наблюдатели считают, что у нас совсем плохо с реальным производством, и даже «оборонка» - остаток советской мощи, то другие, а вместе с ними и факты, говорят о том, что на советскую базу все же, несмотря на смутные 90-е и изношенность основных фондов, накладываются и более современные технологии, и производства, временами даже превосходящие иностранные аналоги.

При этом предприятия, ранее специализирующиеся исключительно на «оборонке», способны к реальной конверсии - выпускать не только «утюги и сковородки», но и сложнейшую технику мировых стандартов, например конкурентоспособные самолеты.

Так, не далее как в минувшую субботу президент альянса AirUnion Александр Абрамович заключил контракт с компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) на поставку 15 региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 в базовой 95-местной конфигурации (и опцион еще на 15 таких машин) - на общую сумму в $400 млн. В альянс AirUnion, созданный в 2004 году, входят авиакомпания «Омскавиа», Красноярские авиалинии, Домодедовские авиалинии, авиакомпания «Самара» и ОАО «Сибавиатранс», парк самолетов альянса составляет более 100 машин.

Договор был подписан на прошедшем в Красноярске аэрокосмическом салоне САКС–2006 руководителем альянса AirUnion Александром Абрамовичем и президентом ЗАО «ГСС» Виктором Субботиным. Интересно, что, по словам Субботина, в прошлом году «Аэрофлот» купил 30 этих самолетов, а Финансовая лизинговая компания согласилась приобрести еще 10.

Как видно, спрос на новые самолеты «Сухого» растет. При этом аналитики говорят о том, что подобные самолеты могут заинтересовать и конкурентов AirUnion, очень хорошо вписываются в маршрутную сеть, которой располагает альянс AirUnion, эффективны в части топливных затрат, как пишет газета «Коммерсантъ».

По словам аналитика компании ИК «БрокерКредитСервис» Ростислава Мусиенко, проект Superjet 100 имеет положительные перспективы на российском авиарынке, данные машины являются конкурентными на рынке, а ближнемагистральные самолеты сегодня очень востребованы.

 Интересно, что успех «Сухого» практически совпал с решением государства вывести российский авиапром в премьер-лигу. Во вторник министр обороны Сергей Иванов провел первое заседание совета директоров Объединенной авиационной корпорации (ОАК), основной задачей которой видится стратегическое реформирование российского авиапрома – «от имиджа до начинки», то есть технологическое обновление отрасли и ее продвижение на различных рынках.

«Главное - это производить современные самолеты различного назначения по полному технологическому циклу - от разработки до серийного производства - это привилегия всего нескольких стран или надгосударственных объединений. Россия имеет такую способность и будет ее развивать. Это главная задача ОАК, имеющая как политические, так и экономические аспекты», - отметил Сергей Иванов в интервью газете «Известия».

При этом, по словам Иванова, ОАК займется всеми тремя направлениями производства: созданием военных и боевых самолетов, самолетов транспортной авиации двойного назначения и «чисто гражданской авиацией». Ведь «после стратегических ракет с ядерными боеголовками гражданская авиация - одна из главных гарантий экономической безопасности, а также территориальной целостности государства. Страна, где 9 часовых поясов, не может себе позволить отказаться от авиации», цитирует РИА «Новости».

Создание ОАК оправдано следующими соображениями: если российские военные самолеты (Су, Миг, Ил и др.) пользуются повышенным спросом на мировом рынке (корпорация также будет заниматься созданием истребителя 5-го поколения), то производство гражданской авиации пока «проседает». По словам вице-премьера Иванова, в 2005 году в России построено только 8 гражданских машин (Airbus производит 300 в год, Boeing - 290).

Исходя из этого в рамках ОАК планируется продвигать конкурентоспособные проекты гражданской авиации на внешний рынок - при активной господдержке и привлечении иностранных инвестиций. В частности, за 10 лет авиапром должен получить на создание новой техники не меньше $10 млрд. На полную мощность ОАК должна заработать к 2015 году.

«Мы сможем вернуть нашу корпорацию в топ- или премьер-лигу ведущих мировых игроков в авиационной сфере», - заявил вчера Сергей Иванов на заседании совета директоров ОАК. По его словам, именно в авиации скорее возможно реализовать модели инновационного развития, которая является единственной альтернативой сползанию в тупик сырьевой экономики.

Господдержка не ограничивается собственно деньгами. Во-первых, сам Иванов назначен председателем совета директоров корпорации, то есть будет непосредственно курировать ее деятельность. Во-вторых, он же попросил президента об указе для внесения ОАК в список стратегических предприятий России.

В-третьих, по словам Иванова, вице-премьер, 2 министра, помощник президента России, 3 руководителя федеральных агентств и служб, 2 замминистра, главком ВВС, генеральный директор «Рособоронэкспорта», руководители Сбербанка и ВТБ, войдя в совет директоров ОАК, не только получили право влиять на ее деятельность, «но и взяли на себя и свои ведомства ответственность за российское авиастроение», как пишут «Известия».

Наконец, ОАК, очевидно, попадет под действие госпрограмм по поддержке ОПК и высоких технологий. В частности, две федеральные целевые программы – «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» и «Национальная технологическая база» - предусматривают прямые госинвестиции, объем которых только в 2007 году составит почти 100 млрд рублей и будет увеличиваться. Они призваны достичь переоснащения предприятий, открыть доступ к самым современным технологиям и тем самым обеспечить выполнение Государственной программы вооружений на 2007-2015 годы. Кроме того, по словам вице-премьера, сегодня невоенный сектор авиапрома получает госинвестиции и по линии Федеральной целевой программы развития гражданской авиации.

При этом Иванов отмечает, что привлечение внешних инвестиций в ОАК путем увеличения доли частного, в том числе иностранного бизнеса в капитале корпорации предусматривает оставление в собственности государства того пакета акций, который будет необходим для защиты национальных интересов России. Причем сектор военной авиации в корпорации будет закрыт для иностранного капитала - в интересах национальной безопасности России.

***

Таким образом, государство становится главным инвестором авиапрома, что в нынешних условиях представляется однозначно закономерным, считает Сергей Иванов. При всем этом следует учесть, что господдержка - это не только прямое инвестирование, но и предоставление гарантий для инвесторов и покупателей, а также оперативное совершенствование правовой базы научно-технологического развития.

Итак, к национальным проектам, озвученным в свое время президентом Путиным, добавляются все новые программы роста России с перспективой превращения ее в могущественную державу.

Если захотим, мы можем все, главное, чтобы нам не мешали.

Александр Радугин




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.