ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-10-12
Сегодня на заседании Правительства Российской Федерации рассмотрен вопрос "О проекте федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"
Источник: Официальный сайт Правительства РФ

Основные цель и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы является развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации для реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Эта цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
- обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации;
- реализация крупных проектов коммерциализации технологий в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
- консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;
- развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях;
- содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;
- развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений;
- развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.
Достижение поставленной цели Программы и решение основных задач осуществляется путем реализации мероприятий в 2 этапа:
I этап - 2007 - 2009 годы;
II этап-2010-2012 годы.
Основной целью I этапа Программы (2007-2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- проведение научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с учетом мировых тенденций в этой сфере;
- обеспечение развития важнейших прикладных исследований и разработок;
- адаптация научно-технологического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
- прогнозирование развития научно-технической сферы;
- выполнение основных задач Программы и достижение промежуточных значений целевых индикаторов выполнения мероприятий Программы.
Основной целью II этапа Программы (2010-2012 годы) является содействие формированию сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- содействие формированию эффективной инновационной системы;
- обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
- обеспечение повышения эффективности государственно-частного партнерства;
- прогнозирование развития научно-технической сферы;
- выполнение основных задач Программы, достижение промежуточных и конечных значений целевых индикаторов реализации мероприятий Программы.

Перечень мероприятий Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса. В рамках Программы обеспечивается поддержка перспективных исследований и разработок на всех стадиях инновационного процесса, а также формирование дополнительных стимулов к проведению собственных прикладных разработок и внедрению передовых технологий во всех секторах экономики, созданию и развитию наиболее важных элементов инновационной инфраструктуры;
концентрация ресурсов на критически значимых направлениях, включая развитие технологий, признанных наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и диверсификации экономики путем расширения производства продукции с высокой степенью обработки, реализацию значимых для экономики инновационных проектов и обеспечение демонстрационного эффекта от их реализации для бизнес-сообщества, ускоренное создание и достройку тех элементов инновационной системы, отсутствие которых определяет недостаточную эффективность функционирования инновационной системы в целом;
последовательность и поддержка полного инновационного цикла, включая формирование непрерывного процесса (генерация знаний -трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий). На всех стадиях инновационного цикла в Программе используются механизмы определения приоритетных направлений на основе совокупности критериев, позволяющие обеспечить принятие совместных решений представителями государства, бизнеса и научного сообщества;
софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность;
распределение бюджетных средств на конкурсной основе.
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются следующие блоки мероприятий:
блок "Генерация знаний";
блок "Разработка технологий";
блок "Коммерциализация технологий";
блок "Институциональная база исследований и разработок";
блок "Инфраструктура инновационной системы".
Приоритетные направления Программы соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации.

Управление Программой
Предусматривается выделение средств федерального бюджета на содержание созданной дирекции Программы, проведение работ в целях обеспечения функционирования системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений по реализации Программы, выполнение исследований для оценки социально-экономической эффективности реализации Программы, включая достижение запланированных целевых индикаторов, а также на осуществление научно-методического обеспечения ежемесячного и ежеквартального мониторинга хода реализации Программы.

Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 194,89 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 133,83 млрд. руб.
Общий объем финансирования Программы определен исходя из необходимости реализации различных категорий проектов Программы, в том числе параметров этих проектов (общая стоимость проекта, условия для привлечения средств внебюджетных источников, срок реализации и
Важнейшим принципом реализации Программы является максимальное привлечение финансовых средств внебюджетных источников для выполнения тех мероприятий Программы, которые могут иметь коммерческую направленность. Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет средств внебюджетных источников государственный заказчик Программы включает соответствующие требования в государственные контракты, заключаемые с исполнителями программных мероприятий, подписывает с соответствующими организациями соглашения о намерениях или оформляет другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников.
Доля средств в финансировании проектов за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных источников по структурообразующим блокам Программы различна.
Проблемно-ориентированные поисковые исследования, включенные в блок "Генерация знаний", финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Опытно-конструкторские работы, включенные в блок "Разработка технологий", финансируются за счет средств федерального бюджета с привлечением средств внебюджетных источников на реализацию отдельных перспективных разработок.
Важнейшие инновационные проекты государственного значения по приоритетным тематическим направлениям Программы в рамках блока "Коммерциализация технологий" финансируются преимущественно за счет средств внебюджетных источников. При этом средства федерального бюджета привлекаются только для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии разработки опытных образцов и конструкторской документации. Все работы, связанные с подготовкой и организацией производства (проектные и строительно-монтажные работы, закупка технологического оборудования для серийного производства продукции, формирование оборотных средств для обеспечения производства в необходимых объемах и др.), осуществляются только за счет средств внебюджетных источников, включая привлеченные средства компаний.
Капитальные вложения в рамках блока "Институциональная база исследований и разработок" осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Мероприятия блока "Инфраструктура инновационной системы" также реализуются за счет средств федерального бюджета, за исключением проектов, связанных с развитием сети центров и предусматривающих небольшую долю внебюджетного софинансирования.
Расходы федерального бюджета распределяются по основным мероприятиям Программы следующим образом:
- объем финансирования проблемно-ориентированных поисковых исследований составит около 23% расходов;
- объем финансирования проектов по разработке технологий составит около 47% расходов на начальной стадии Программы и около 54% - на завершающей;
- объем финансирования инновационных проектов по коммерциализации и освоению новых технологий в производстве составит около 10% расходов;
- расходы на реализацию проектов по реконструкции и техническому перевооружению научных организаций составят около 4 процентов, а на развитие элементов инфраструктуры инновационной системы - около 12% всех средств, выделяемых на финансирование Программы.

Оценка социально-экономической эффективности Программы
По прогнозным оценкам, к 2012 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов.
На макроуровне важнейшим эффектом реализации Программы станет вклад в прирост валового внутреннего продукта вследствие повышения уровня коммерциализации технологий и увеличения выпуска высокотехнологичной продукции. Ежегодный вклад Программы в прирост валового внутреннего продукта составит 0,018-0,023 процентных пунктов, что является значимым с точки зрения повышения диверсификации структуры экономики в сторону высокотехнологичной продукции и позволяет заложить основу для дальнейшего роста экономики, основанной на инновациях.
Важным макроэкономическим эффектом реализации Программы станет также увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 1,79%. Ожидаемый эффект является достаточно значимым по сравнению с пассивным сценарием развития, при котором доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2012 году составит лишь 1,7%. Таким образом, по сравнению с пассивным сценарием в 2012 году Программа обеспечит дополнительный объем внутренних затрат на исследования и разработки около 47,8 млрд. руб. (в текущих ценах), что позволит создавать и поддерживать условия для устойчивого развития сферы исследований и разработок.
Одним из существенных показателей реализации Программы станет рост средств внебюджетных источников, направляемых на исследования и разработки. Привлечение частных источников финансирования позволит сориентировать выполняемые научные исследования и разработки на потребности рынка, а также обеспечит повышение уровня коммерциализации результатов научно-технической деятельности и рост капитализации высокотехнологичных компаний. Эффективность мероприятий Программы по данному направлению проявится в увеличении к 2012 году доли средств внебюджетных источников во внутренних затратах на исследования и разработки до 47,3%. Предполагается, что распределение прав на результаты научно-технической деятельности между субъектами финансирования будет происходить пропорционально затраченным средствам. Права Российской Федерации на такие результаты могут быть закреплены за хозяйствующими субъектами в установленном порядке.
Реализация Программы будет способствовать снижению доли сырьевого сектора в экономике страны, улучшению структуры экспорта продукции за счет повышения к 2012 году до 10,2% доли высокотехнологичной продукции и увеличению доли такой продукции российского производства на мировом рынке. Таким образом, реализация Программы будет способствовать сохранению присутствия Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции, а направлениям, касающимся критических технологий, - его расширению.
На микроуровне важными эффектами реализации Программы станут увеличение числа и удельного веса в экономике инновационно-активных предприятий, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала.
По прогнозным оценкам, доля инновационно-активных компаний в промышленности возрастет к 2012 году до 18%. Рост инновационной активности будет сопровождаться повышением доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции. Полученный прирост на внутреннем рынке в дальнейшем может использоваться для экспансии на международные рынки высокотехнологичной продукции.
Одним из значимых результатов реализации Программы должно стать развитие объектов инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и производства. Также немаловажным эффектом реализации Программы станет обновление материально-технической базы науки. По оценкам специалистов, к 2012 году средний возраст машин и оборудования в научной сфере снизится до 19 лет. Ввод нового оборудования в 2012 году составит около 5%.
В социальной сфере и образовании основными результатами реализации Программы станут повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастного состава, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны и сферы деятельности, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи. За период реализации Программы будет создано 37-40 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.
В бюджетной сфере реализация Программы обеспечит создание предпосылок к расширению налоговой базы и ее диверсификации. Общая сумма налоговых поступлений от реализации мероприятий Программы в бюджеты всех уровней составит около 41 млрд. руб. (в ценах 2006 года с учетом дисконтирования). Таким образом, коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение бюджетных доходов от реализации Программы к расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе только прямых налоговых поступлений, составит 45-50%.
Основными результатами реализации Программы станут:
- создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и перехода к устойчивому инновационному росту;
- обеспечение ускоренного формирования научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
- реализация отдельных проектов с целью обеспечения концентрации ресурсов государства и частных компаний на приоритетных направлениях технологического развития;
- существенное расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта реализации Программы как необходимого условия роста конкурентоспособности российской экономики;
- реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы;
- обеспечение значимого вклада в создание эффективной национальной инновационной системы;
- содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня;
- развитие эффективных научных коллективов;
- повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.