ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 год 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-10-04
Космическая оборона России возрождается
Источник: РИА "Новости"

Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Космических войск получает в этом году подарок: завершается создание и проводятся натурные испытания в Ленинградской области новой радиолокационной станции «Воронеж-М». Станции этого типа обладают улучшенными характеристиками и одновременно обеспечивают существенное снижение затрат времени и ресурсов на их развертывание, поддержание и применение. Ввод в эксплуатацию новой РЛС позволит восстановить радиолокационное поле, нарушенное после закрытия семь лет назад российской РЛС вблизи латвийского поселка Скрунде. К концу года мы планируем поставить станцию на опытно-боевое, а в 2007 - на боевое дежурство. Планируется развертывание сети таких РЛС, как на действующих узлах, так и на новых ракетоопасных направлениях. В первую очередь будут заменены старые станции, размещенные за рубежом - в Азербайджане, двух станциях в Украине, станциях в Казахстане и Белоруссии. Приоритетным стратегическим направлением, где они будут развертываться, является южное.  Создание такой сети будет означать преодоление основных проблем в области поддержания периферийного радиолокационного поля СПРН, возникших в результате распада СССР.

Пять лет Космическим войскам

В 2006 году, первом году десятилетней Федеральной космической программы, финансирование освоения космоса Россией увеличилось сразу на треть по сравнению с 2005. Средства на это выделяются  и по двум другим главным направлениям - через Государственную программу вооружений   на 2007-2015 годы - в интересах обороны и безопасности, а также через Федеральные целевые программы «Глобальная навигационная система» и «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы». И все же бывший лидер в освоении космоса (в следующем году исполняется 50 лет первому искусственному спутнику Земли, запущенному СССР), Россия по космическому бюджету занимает шестое место в мире, отстав не только от США, но и от Китая и Индии. Во второй половине 90-х годов военно-космический потенциал России по подавляющему большинству показателей снизился до предельно допустимого уровня, а по некоторым системам находился на грани необратимых потерь. Например, орбитальная группировка космической координатно-временной ориентации ГЛОНАСС уменьшилась с 24 в 1995 до 8 спутников в 2001. А в целом орбитальная группировка России уменьшилась со 186 до 94-97 в настоящее время.

Поэтому основной задачей деятельности Космические войска за пять лет их существования стало преодоление кризисных явлений в области военного космоса и ракетно-космической обороны, остановка процессов деградации количественного состава и качественного состояния орбитальной группировки и наземной инфраструктуры, а также создание предпосылок для ее восстановления и поддержания уровня эффективности решения поставленных задач.

Со следующего года Войска переходят на запуски преимущественно новых типов космических аппаратов военного назначения по программам летных испытаний и развертывания орбитальных группировок. К 2009-2010 году планируется завершение такого перехода практически по всем ключевым составляющим военного космоса. Сокращается номенклатура применяемых ракетно-космических комплексов. Одновременно решается задача поэтапного отказа от использования высокотоксичных компонентов ракетного топлива и перехода на экологически чистые ракеты-носители.

Наиболее востребованной ракетой-носителем для запусков космических аппаратов военного назначения на ближайшее десятилетие должна стать ракета среднего класса «Союз-2», создаваемая на основе глубокой модернизации имеющихся на вооружении надежных экологически чистых ракет типа «Союз». Одной из приоритетных задач в области средств выведения является создание на космодроме «Плесецк» комплекса «Ангара» на базе унифицированного ряда экологически чистых ракет, в том числе тяжелого класса. Первые запуски по программе летных испытаний ракеты «Ангара» планируются на 2010-2011 годы.

В нынешнем году по поручению Президента и Постановлением Правительства  ускорены работы по развитию  ГЛОНАСС. В связи с этим в 2006 году был запланирован запуск трех космических аппаратов (КА) «ГЛОНАСС-М» с гарантийным сроком активного функционирования 7 лет, а в 2007 году - еще шести таких КА. Начиная с 2008 года, запланирован ввод в состав системы КА нового поколения «ГЛОНАСС-К» со сроком активного функционирования 10-12 лет. Реализация этих планов позволит до 2010 года обеспечить доведение орбитальной группировки системы ГЛОНАСС до штатного состава 24 КА, из них 4 КА со сроком активного функционирования 10-12 лет.

Среди проблем, которые Войска решают совместно с Федеральным космическим агентством Роскосмос - задержки сроков создания и принятия на вооружение перспективных систем и комплексов, наметившаяся негативная тенденция к снижению качества поставляемых образцов вооружения. И, конечно же, жесткие ресурсные и демографические ограничения, требующие поиска новых подходов и направлений как в технической политике поддержания и развития космических систем и средств ракетно-космической обороны, так и в обеспечении эффективного поддержания их готовности и применения в интересах обороны и безопасности государства.

Именно эти ограничения не позволяют вывести на требуемый уровень все составляющие военного космоса одновременно и заставляют Россию действовать по этапам. «Сегодня существует дисбаланс темпов развития орбитальной и наземной инфраструктуры, возрастает наше отставание от ведущих мировых государств, в первую очередь от США, в возможностях по контролю космического пространства, не до конца решены вопросы передачи в гражданское ведение и снятия с Космических войск задач, не характерных для военной организации государства.

Воздушно-космическая оборона

Говоря о воздушно-космической обороне (ВКО) можно подчеркнуть, что это только одна из стратегических задач военной организации России наряду с задачами стратегического сдерживания и стратегических действий сил общего назначения. Государственной программой вооружений на 2007-2015 годы действительно предусмотрены работы, направленные на реализацию Концепции ВКО РФ на период до 2016 года и дальнейшую перспективу. Принятая Концепция ВКО в целом определяет основные направления и этапы построения воздушно-космической обороны на 20-30 летнюю перспективу.

В области ВКО на уровне концепции приняты решения о разделении задач по противодействию средствам воздушно-космического нападения различных типов и классов между относительно самостоятельными взаимодействующими между собой составными частями ВКО России. При этом также определена  этапность развития интеграционных процессов по парированию потенциальных угроз по мере их превращения в реальные средства нападения иностранных государств.

По вопросам дальнейшей интеграции сил и средств, решающих задачи применения космических систем и комплексов мы придерживаемся позиции разумной достаточности. Здесь целесообразно создание и использование не одной, а нескольких интегрированных космических систем: разведки, связи, навигационно-временного и геодезического обеспечения. Данные системы решают задачи доведения космической информации до потребителя относительно самостоятельно. Их более тесная интеграция представляется нецелесообразной по критерию эффективность-затраты.

В настоящее время во всем мире имеет место устойчивая тенденция к возрастанию роли космических средств, как в обеспечении военной мощи, так и достижении социально-экономического благополучия ведущих мировых государств. В военном деле космические системы и комплексы различного назначения являются важнейшей составной частью технической базы, создающей информационное превосходство. Именно они позволяют иметь преимущества в знании обстановки, в оперативности и глобальности доведения информации боевого управления до войск и систем оружия. Таким образом, космические ресурсы становятся сегодня предметом жизненно важных государственных интересов в экономической, политической и военной сферах.

Из этого объективно следует, что борьба за распределение данных ресурсов и контроль над их использованием в обозримой перспективе может привести к расширению сферы ведения военных действий и ее распространению в космос. Россия является принципиальным противником развития такого сценария,  и прилагает усилия по его недопущению. Однако, у нас, как и в большинстве космических государств, прорабатываются вопросы защиты своих орбитальных группировок космических аппаратов и космических ресурсов от возможных дискриминационных и ограничивающих действий. Если ударные космические средства будут создаваться и развертываться иностранными государствами, то Российская Федерация должна быть готова принять адекватные меры как оборонительного, так и наступательного характера.

В области военного космоса мы будем делать ставку, и это вполне логично, на использование беспилотных летательных аппаратов. Если говорить о возможности  использования космоса в мирных целях, то на наш взгляд, Федеральная космическая программа России предусматривает сбалансированное развитие обоих направлений, как пилотируемого, так и беспилотного. Космические войска принимали активное участие в разработке и согласовании проекта этой программы и продолжают в настоящее время участвовать в ее реализации, в частности в управлении полетом МКС.

Генерал-полковник Владимир ПОПОВКИН, командующий Космическими войсками МО РФ




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.