ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-08-30
Состояние и перспективы космической деятельности Российской Федерации
Источник: Официальный сайт Федерального космического агентства

Доклад руководителя Федерального космического агентства А.Н. Перминова и заместителя руководителя Федерального космического агентства В.А. Давыдова на V Международном аэрокосмическом конгрессе, 29 августа 2006 г., Москва, Россия

   Уважаемые дамы и господа!

   Я рад возможности принять участие в работе V Международного аэрокосмического конгресса и еще раз приветствовать его участников и гостей от имени Федерального космического агентства. Конгресс стал значительным событием для российских и зарубежных ученых и специалистов в области космонавтики, значимым форумом для обмена идеями и координации планов космических исследований на будущее.

   За годы прошедшие от запуска первого искусственного спутника Земли и гагаринского «Востока», достижения космонавтики изменили образ жизни населения Земли. Сегодня более 130 стран мира осуществляют космическую деятельность с учетом собственных потребностей, опираясь на свой экономический, технологический и ресурсный потенциал, а также на возможности, предоставляемые мировым рынком космической продукции и услуг. Космические средства, глобальные по самой своей природе, позволяют, не замыкаясь в рамках национальных границ, на принципиально новом уровне решать задачи наблюдения, природопользования, экологического контроля, информационного обеспечения, фундаментальных космических исследований.

   Россия планомерно и последовательно проводит политику освоения космического пространства в интересах повышения благосостояния граждан, обеспечения устойчивого развития страны и всего человечества. Благодаря огромному технологическому опыту и созданному космическому потенциалу наша страна способна самостоятельно выполнять крупные космические проекты и программы. Космический потенциал России обеспечивает полный цикл работ от разработки космических средств до получения результатов, требуемых для удовлетворения потребностей страны и эффективного участия в операциях на мировом рынке. Мы проводим курс на активную интеграцию в международные космические проекты совместно с государствами ЕС, США, Индией, странами Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и другими партнерами. Всемерное расширение связей со странами мира является главным вектором развития международного сотрудничества в сфере освоения космоса.

   Несмотря на известные трудности, характерные для 1990-х годов, с начала XXI века в целом обеспечено поступательное развитие российской космонавтики по основным направлениям космической деятельности.

   В этом году мы подвели итоги реализации Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы. С 2001 по 2005 годы в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества проведено 79 пусков отечественных ракет-носителей. На орбиты выведено 54 отечественных космических аппаратов гражданского назначения. Количественный состав орбитальной группировки увеличился с 31 до 39 КА. Доля КА, работающих в пределах гарантийного срока, увеличилась с 28% до 52%.

   К настоящему моменту на орбите действует полноценная группировка космической связи и вещания, основу которой составляют космические аппараты нового поколения серии «Экспресс-АМ». Она позволяет успешно выполнять государственные задачи по распространению федеральных телерадиовещательных программ, организации подвижной президентской и правительственной связи, созданию ведомственных сетей спутниковой связи и организации доступа в Интернет в труднодоступных регионах страны с использованием малых земных станций.

   В прошлом году мы приступили к воссозданию отечественной группировки дистанционного зондирования Земли из космоса, запустив КА среднего разрешения «Монитор-Э» и в этом году – КА высокого разрешения «Ресурс–ДК 1». Получаемая с этих аппаратов информация позволяет говорить об успешном начале их эксплуатации.

   Россия продолжает играть ключевую роль в обеспечении функционирования Международной космической станции, доставке на станцию экипажей и грузов. Принятые принципиальные решения по развитию российского сегмента МКС позволят через несколько лет превратить станцию в полноценный орбитальный научно-производственный комплекс.

   Продолжаются испытания модифицированной РН «Союз-2» и работы по созданию перспективного тяжелого носителя семейства «Ангара».

   За весь период выполнения ФКП-2005 экономический эффект от космической деятельности, полученный в различных сферах науки, техники и экономики страны составил 89,4 млрд. рублей, а объем валютных поступлений в ракетно-космическую промышленность при реализации межгосударственных и коммерческих программ – 2,3 млрд. долларов США.

   Перспективы нашей космической деятельности определяются рядом программных документов, основной из которых – утвержденная Правительством Российской Федерации в октябре 2005 г. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКП-2015). Федеральное космическое агентство является государственным заказчиком и отвечает за реализацию этой программы, которая является основой для планирования космической деятельности, создания ракетно-космической техники, а также развития космических технологий и услуг. Кроме того Роскосмос является государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС).

   Помимо этих основных программ, имеющих статус федеральных целевых программ мы разрабатываем еще ряд стратегических и концептуальных документов, включая, в частности Стратегию развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года и Концепцию развития пилотируемой космонавтики на период до 2040 года.

   Каковы основные цели космической деятельности России? Во-первых, это удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов и населения страны в космических средствах и услугах на основе расширения и повышения эффективности использования космического пространства. Во-вторых, это расширение международного сотрудничества и выполнения наших международных обязательств в области космоса.

   ФКП-2015 предусматривает создание ряда космических группировок для решения прикладных и научных задач.

   К 2015 г. планируется развернуть на орбите 26 спутников фиксированной связи и вещания и 12 КА подвижной персональной связи. Реализация программы обеспечит утроение орбитальной емкости по сравнению с 2005 годом, доведя количество эквивалентных транспондеров до 1000.

   Задачи дистанционного зондирования Земли будут решаться с помощью специализированных спутников «Ресурс-П». Будет обеспечено получение многозональных изображений с разрешением 0,5-2 м, съемка в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 5-10 м, а также сбор данных с автономных метеоплатформ.

   Будут созданы два метеорологических космических комплекса: на базе геостационарного метеоспутника «Электро», который войдет в состав международной спутниковой сети Всемирной метеорологической организации (WMO), и системы средневысотных метеорологических КА «Метеор-М».

   Все более актуальной становится сегодня задача краткосрочного прогнозирования землетрясений. Для ее решения планируются запуски спутников по программе «Канопус-В», оснащенных датчиками регистрации аномальных физических явлений в атмосфере, ионосфере и магнитосфере Земли, возникающих в результате сейсмической активности.

   Значительное место отводится в ФКП-2015 фундаментальным научным исследованиям. Запланирована реализация ряда астрономических и астрофизических проектов, основными из которых являются обсерватории «Спектр».

Предусматривается запуск спутников «Спектр-Р» для наблюдений в режиме радиоинтерферометрии совместно с сетью наземных радиотелескопов, «Спектр-УФ» - астрономической обсерватории с диаметром главного зеркала 1,7 м и «Спектр-РГ» - международной астрофизической обсерватории для наблюдений в рентгеновском и гамма-диапазонах спектра. Будут запущены исследовательские аппараты «Коронас-Фотон» и «Интергелиозонд».

   Для проведения межпланетных исследований запланирован запуск двух автоматических станций – «Фобос-Грунт» и «Венера-Д». Они позволят наряду с дистанционными провести контактные исследования спутника Марса Фобоса и доставить на Землю грунт с его поверхности, провести исследования поверхности и атмосферы Венеры. Планируется также создание космического комплекса для исследований Луны «Луна-Глоб».

   Будут продолжены исследования по космическому материаловедению с переходом от использования КА с малым сроком активного существования «Фотон-М» к долгоживущим, обслуживаемым с борта МКС космическим лабораториям типа «Ока-Т».

   Реализация программ фундаментальных космических исследований позволит удовлетворить потребности научных школ страны информацией в интересах прогноза и оперативного мониторинга «космической погоды», продолжить изучение планет и их спутников, расширить наши знания о Земле и происходящих на ней процессах. Актуальна сегодня задача поиска принципиально новых источников энергии с использованием, в том числе и ресурсов других планет. А в стратегической перспективе необходим поиск путей предупреждения надвигающихся космических катастроф.

   Проведение космических исследований с участием человека позволит ускорить отработку космической техники нового поколения, получить новые данные по физике космоса и космическому материаловедению, наконец, обеспечит развитие техники и технологий для будущих полетов человека к планетам Солнечной системы.

   Для обеспечения развития всех направлений нашей космической деятельности Федеральной космической программой предусмотрена модернизация наиболее важных объектов наземной космической инфраструктуры, экспериментальной и производственной баз, а также создание новых и модернизация существующих экологически чистых РН среднего и тяжелого классов.

   В рамках Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» планируется развернуть и поддерживать группировку на базе новых спутников с увеличенным сроком активного существования. Предполагается оснастить подсистемой дифференциальной коррекции 50 портов, не менее 100 аэропортов и ряд других объектов. При совместной работе навигационной системы ГЛОНАСС и международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ будет обеспечена повышенная точность определения координат и оперативность при глобальном обнаружении терпящих бедствие. Наша основная цель в части поддержания орбитальной группировки системы – доведение ее состава до 24 космических аппаратов к концу 2009 года на базе новых спутников с улучшенными характеристиками «Глонасс-М».

   Важное направление работ – развитие отечественной пилотируемой программы. В 2011 г. планируется завершить развертывание российского сегмента МКС в составе 8 модулей, что позволит реализовать в полном объеме запланированную программу научных и прикладных исследований.

   Сейчас мы работаем над Концепцией развития пилотируемой космонавтики на период до 2040 года. В этом документе предлагается программа развития пилотируемой космонавтики в краткосрочной (2006-2015 гг.), среднесрочной (2016-2025 гг.) и долгосрочной перспективе (после 2025-2030 гг.).

   В период до 2015 года запланированы работы в соответствии с утвержденной ФКП-2015.

   В период 2016-2025 годы планируется завершить эксплуатацию МКС и начать создание новой пилотируемой орбитальной инфраструктуры, основным ядром которой должна стать отечественная высокоширотная многоцелевая пилотируемая космическая станция. Создание такой системы на орбите с наклонением около 70° обеспечит обзор всей территории России и прилегающих к ней районов, поскольку в настоящее время на Российском сегменте МКС можно наблюдать только 6-7% территории России. Это позволит в десятки раз увеличить объем решаемых задач в интересах широкого круга российских пользователей. Предполагается создать на этой станции опытно-промышленное производство материалов, препаратов и веществ со свойствами недостижимыми или труднодостижимыми на Земле, развить методы мониторинга Земли из космоса в интересах экономики и социальных потребностей, а также обеспечить коммерческое использование результатов исследований и экспериментов. Кроме того, в этот период будут отрабатываться технологии в обеспечение освоения межпланетных экспедиций на Луну и Марс.

   После 2025-2030 годов предполагается начать подготовку и реализацию межпланетных экспедиций. Однако, говоря о популярных сегодня программах освоения Луны и Марса, следует отметить, что до принятия решения о реализации крупномасштабных и весьма дорогостоящих программ такого рода, нужно еще раз проанализировать пользу от таких экспедиций, учитывая потребности фундаментальной науки, возможности освоения внеземных ресурсов, наконец, разработки новых технологий для космического и земного применения. Но если мы и примем в будущем решение осваивать другие планеты и внеземные ресурсы – мы пойдем на это только на основе равноправного сотрудничества и глобального международного партнерства.

   В стратегической перспективе для решения задач космической деятельности России будет создано несколько больших систем, включающих как космический, так и наземный компоненты.

   В качестве ключевого элемента инфраструктуры современного информационного общества, планируется создание на базе космических средств единого информационно-коммуникационного поля.

   Будет создана система мониторинга и контроля состояния окружающей среды и парирования опасностей природных и техногенных катастроф, включая угрозу землетрясений.

   Важное значение приобретет космическая индустрия, использующая космическое пространство для производства товаров и услуг, включая, в частности, услуги связи, новые материалы и биологические препараты, производство энергии на базе новых технологий.

   Реализация этих направлений космической деятельности станет возможной благодаря реализации прорывных технологий, в интересах которых уже сегодня разворачиваются исследования в области новых физических принципов решения задач космонавтики.

   Для реализации стратегических планов развития отечественной космонавтики необходимо дальнейшее развитие ее социальной базы. Особую важность приобретает взаимодействие с потребителями результатов космической деятельности – от заказчиков пусковых услуг до космических туристов и пользователей персональных приемников космической навигации, а также с учеными, исследующими космическое пространство и взаимодействие человека со Вселенной. Потребителям необходимо предлагать новые варианты решения актуальных задач, привлекать их к планированию, финансированию и реализации космических программ. При этом важным аспектом является создание благоприятных условий взаимодействия субъектов космической деятельности, предусматривающее совершенствование правового и экономического регулирования.

   В настоящее время в мировом сообществе происходит глобализация всех сторон жизни: в политике и экономике, в науке и культуре. Этот процесс не обошел стороной и космическую деятельность, в которой возрастающую роль стали играть международные космические проекты и постепенный переход к реализации крупномасштабных научных и прикладных программ силами мирового сообщества в целом.

   Мы готовы к конструктивному взаимовыгодному сотрудничеству в космосе, к координации и интеграции наших программ. Предусматривается корректировка планов развития пилотируемой космонавтики с учетом развития сотрудничества с Европейским космическим агентством. Перспективная российская пилотируемая транспортная космическая система будет создаваться с учетом целей и задач, которые будут определены совместно с нашими коллегами из ЕКА. Ожидается, что первым этапом этой работы станет глубокая модернизация корабля семейства «Союз», в результате которой он сможет использоваться, в частности, для обеспечения лунных экспедиций, а уже на одном из следующих этапов возможна реализация принципиально нового пилотируемого корабля. Такое решение позволит существенно расширить финансовую базу и область применения создаваемых космических средств и будет способствовать более активной интеграции отечественной ракетно-космической промышленности в систему мирового разделения труда.

   В перспективе несомненно получат дальнейшее развитие совместные программы посвященные, в частности, исследованию околоземного космического пространства и планет Солнечной системы, созданию глобальных и региональных систем связи. Мы будем совместно отправлять в космос новые экипажи, работать над решением энергетических проблем Земли и защитой от техногенных и природных катастроф.

   Космонавтика, являясь продуктом мирового научно-технического прогресса, сама стала мощным двигателем этого прогресса, непрерывно передавая другим областям мирового хозяйства неоценимый по значению и беспрецедентный по объему поток новых знаний, технологий и научных разработок, внося значительный вклад в обеспечение устойчивого развития человечества. Эти тенденции не только сохранятся в ближайшие десятилетия, но и усилятся.

   Все наши космические планы в конечном итоге направлены на сохранение и развитие среды обитания, повышение качества жизни на нашей планете, разрешение общих проблем и достижение новых горизонтов развития земной цивилизации.

   Благодарю за внимание.
 




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.