ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-08-29
Конверсию назад не повернуть
Источник: "Волна"

 Минувшее лето было "бурным" для Северодвинской "оборонки". Приезжал министр обороны Сергей Иванов, прибыли американские военные, чтобы увидеть работы по "нейтрализации" АПЛ на "Звездочке", продолжаются и большие конверсионные работы по созданию крупномасштабных конструкций для арктических буровых установок. Эти работы можно назвать светом в окошке, который поддерживает северодвинских корабелов, оставшихся после развала СССР без крупных системных военных заказов

Страсти по "Шельфу"

Как стало известно, в Москве похоронили подпрограмму "Шельф", которая входила в федеральную целевую программу "Мировой океан" и декларировала, прежде всего, политику государства по защите своих интересов. Речь шла о необходимости обеспечивать главенствующее участие российских предприятий в разработке нефтегазовых месторождений на российском морском шельфе. И эта "гибель" подпрограммы, понятно, очень огорчает коллективы крупных северодвинских машиностроительных предприятий ГРЦАС (Государственного Российского центра атомного судостроения).

Во-первых, последствием отказа от подпрограммы для государства, как заявлено на одном из последних заседаний Совета по морской деятельности при главе администрации области, может стать потеря контроля над стратегическими районами добычи нефти и газа на морском шельфе России. Во-вторых, могут быть утрачены имеющиеся перспективные позиции отечественного машиностроения, задействованного в производстве оборудования для разработки шельфовых месторождений углеводородов. А это, прежде всего, предприятия ГРЦАС, которые в течение ряда лет участвуют в строительстве сложного крупногабаритного нефтегазового оборудования, в том числе - для иностранных компаний. Практика показывает, что без действенной помощи государства в осуществлении подобного рода конверсионной деятельности при той непростой экономической ситуации, которая сложилась у предприятий ГРЦАС, можно растерять весь накопленный потенциал. Давно не обновляющееся оборудование стареет, уходят с предприятия в другие сферы с более высокой оплатой труда обученные специалисты. Средств на должную модернизацию у предприятий нет. В то же время продвижение затратных материалоемких и наукоемких проектов, предлагаемых предприятиям, нередко зависит от чисто ведомственных интересов в коридорах федеральной власти. И здесь, как считают руководители северодвинских предприятий, поддержка национальных производителей дорогостоящего оборудования - это тот случай, когда очень полезно заимствовать зарубежный опыт.

В качестве примера на заседании Совета приводилась серьезная финансовая поддержка, которую один из американских банков оказал компании США, участвовующей в проекте добычи углеводородов в районе Самотлора. Это значит, что теперь указанное месторождение будет разрабатываться с помощью американской техники, ибо поставки отечественного оборудования - обязательное условие для любого кредитования экспортно-импортным банком США. Если по подобному пути пойдут все нефтегазовые совместные проекты в разработке месторождений Штокмановского и Приразломного, то декларируемые миллиардные инвестиции ничего России не дадут. Они пойдут на развитие зарубежной промышленности, а работа иностранных компаний будет оплачиваться российскими нефтью и газом.

К тому же, действующее в РФ законодательство пока что не способствует привлечению зарубежных инвесторов для освоения месторождений углеводородов из-за неопределенности ряда позиций, неконкретности, отсутствия полных гарантий возврата вложенных средств.

Док для авианосцев

Несколько сглаживает настроение судостроителей информация о грядущем строительстве в Северодвинске на "Звездочке" построечно-спускового комплекса с сухим доком размерами 420 метров на 100 с глубиной 14 метров. Дело в том, что с распадом СССР Россия утратила производства такого крупного масштаба: два имевшихся дока для строительства авианосцев, ракетных крейсеров и крупнотоннажных гражданских судов оказались на территории Украины. И теперь не то что строить, но даже и ремонтировать корабли и суда такого класса нам практически негде. В то же время в России планируется строительство после 2010 года не менее 3-4 авианосцев для Северного и Тихоокеанского флотов. И заказы на строительство крупнотоннажного транспортного флота России переместились за рубеж: главным образом в Южную Корею, располагающую тремя крупными сухими доками для строительства флота. Имеются такие сооружения и в ряде других стран, а в США их целых 15.

Проведенные еще в 1993-94 годах инженерно-технологические изыскания и проектная проработка показали, что наиболее удачным в России местом для строительства столь крупного дока является Северодвинск. Ориентировочная стоимость создания сухого дока - 572 миллиона долларов, срок - семь лет, а срок окупаемости - 8 лет. По словам главного инженера ФГУП МП "Звездочка" Олега Фролова, строительство такого дока предусмотрено проектом федеральной целевой программы развития ВПК России. Создание дока, где станет возможным строительство таких кораблей, как авианосец, атомный крейсер, газовоз дедвейтом до 61 тысячи тонн, ледоустойчивая стационарная платформа типа "остров" для шельфа арктических морей, обсуждалось в Минпромэнерго, после чего должно быть принято специальное правительственное постановление.

По поручению Совета по морской деятельности департамент промышленности подготовил обращение администрации области в Минэкономразвития и Минобороны о включении мероприятий по строительству сухого дока на ФГУП МП "Звездочка" в Перечень первоочередных инвестиционных проектов общегосударственного значения для обновления российского флота и развития судостроительной промышленности.

Из тупика

Несмотря на, казалось бы, блестящие перспективы развития у нас "оборонки", остается крайне болезненным фактором перспектива утраты большинства конверсионных программ из-за возможной потери подпрограммы "Шельф". Подобные крупномасштабные гражданские программы, связанные с долгосрочными работами по освоению углеводородных месторождений, как представляется, гораздо надежнее для корабелов, чем заказы Минобороны, колеблющиеся и по объемам, и по оплате, и по самой возможности их размещения именно на этих предприятиях. Поэтому северодвинцы столь много энергии направляют на обретение своего места на рынке строительства оборудования для поисков и добычи нефти и газа. Тем более, что за последние полтора десятка лет они доказали, что способны перепрофилировать свои производства со строительства весьма специфичных объектов - АПЛ - на создание не менее специфичных объектов совсем из другой "оперы" - нефтегазодобывающей. И тем самым посрамили многих "прорицателей", предсказывавших в конце восьмидесятых годов, что в связи с окончанием "холодной войны" северодвинской оборонке предстоит умереть.

Руководители "Севмаша", например, полагают, что региональная власть должна выступить с законодательной инициативой о необходимости закрепить при проведении работ на шельфе ключевое управление проектами обустройства месторождений за российскими компаниями; проектирование объектов осуществлять только под надзором отечественных органов: Российского Регистра, Ростехнадзора, что должно обеспечивать привлечение к этим работам российских проектных организаций и заказ оборудования отечественого производства. Эти предложения, с которыми выступил на Совете от имени руководства предприятия Михаил Варакин, заместитель начальника производства 2 "Севмаша", содержали и предложение о необходимости возродить подпрограмму "Шельф", включить ее в перечень национальных проектов и в ее рамках определить в качестве базового предприятия ПО "Севмаш" для доработки нормативно-технической документации, конструкций, технологий освоения арктического шельфа. Предложено было также организовать совет для координации российских участников подрядных работ в инвестиционных морских нефтегазовых проектах. Для этого следовало бы придать российскому Агентству по промышленности функций ведомства, координирующего подрядные работы на шельфе.

Предложения "Звездочки" высказаны были устами главного инженера Олега Фролова. Это - усовершенствование законодательства, которое предусмотрело бы увеличение доли средств федерального бюджета на реконструкцию и перевооружение технической базы предприятий ГРЦАС - участников создания нефтегазовой техники, а также законодательное обеспечение государственной поддержки строительства специальной морской техники: по бюджетному, кредитному, таможенному, налоговому и другим направлениям.

Все эти предложения северодвинских корабелов на Совете по морской деятельности получили поддержку. А в Общественной палате РФ уже создана рабочая группа из 12 человек под руководством академика РАН Евгения Велихова по вопросам освоения арктического шельфа. В нее вошли парламентарии, видные руководители и ученые. Цель рабочей группы - подготовка директивных и законодательных документов по освоению арктического шельфа, в которых были бы учтены интересы и нашего региона, и предприятий ГРЦАС в соответствии с указом Президента РФ.

Так что, остается надежда на то, что общими усилиями "Шельф" будет воскрешен и северодвинская "оборонка" получит возможность крепче стать на вторую, "конверсионную" ногу.

 Игорь Чесноков




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.