ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-08-02
Федеральный Форсайт и инновационное развитие
Источник: i38.ru

Уже более 10 лет в мировой практике используется эффективный метод технологического прогнозирования, получивший название «Форсайт». Его использование стало реакцией на изменения в структуре производства, вызванные  все более тесным взаимодействием между наукой и производством. Это сближение настолько ускорило процессы разработки новых технологий, новых видов наукоемкой продукции, что умелая организация инновационной деятельности стала определять шансы страны на место в мировом разделении труда. Первоначально цель Форсайта состояла именно в том, чтобы точнее определить свое место в мировом производстве высокотехнологичной продукции. Но далее в задачу определения перечня технологий, на которые претендует страна, добавились и задачи социального типа (снижение смертности, снижение уровня преступности, и так далее). Расширение перечня целей означало, что конкурируют уже не только промышленные компании, но и страны в целом. Удачное решение социальных проблем с помощью науки делает страну более привлекательной для жизни, для инвестиций, вообще делает ее более конкурентоспособной.

 Интересно, что именно так была сформулирована в Мурманской области цель разработки Стратегии инновационного развития – сделать конкурентоспособным регион в целом.

 В последние три года проходили неоднократно обсуждения проблемы Форсайта применительно к России. Ставились вопросы «Нужен ли России Форсайт?», если нужен, то, в каком виде? Теперь принципиальный ответ дан – Форсайт нужен и будет проводиться. В проекте Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»  заложена организация долгосрочного научно-технологического прогнозирования (Форсайта) как одно из важнейших научных исследований.

 Тем самым государство признает необходимость глубокого изучения процессов формирования технологической базы страны для более эффективной поддержки этих процессов и своевременного использования их результатов.

 Государственная инновационная политика и до настоящего времени включала активные действия. Для их системной организации в действующей Федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы создан блок «Развитие инфраструктуры». Мероприятия этого блока включают создание с участием регионов организаций инфраструктуры инновационной деятельности.  Началось и организованное государством создание внедренческих зон для размещения высокотехнологичного и наукоемкого производства, для чего создано специальное федеральное агентство.

 Но в основе своей все виды государственного участия нацелены на поддержку инициатив, проявляемых предпринимателями. Стратегическое управление со стороны государства проявляется в приоритетной поддержке тех направлений исследований и разработок, которые вошли в число федеральных приоритетов.

 Возникает вопрос, почему недостаточно продолжать прежнюю политику выбора приоритетных направлений с последующей их финансовой поддержкой?

 До настоящего времени в России существует два уровня государственных приоритетов науки и техники: федеральный и региональный. И те, и другие утверждаются органами государственной власти и являются основой для выделения бюджетных средств на реализацию научных исследований. Можно добавить и направления научно-технической и инновационной деятельности наукоградов,  которые утверждаются  указами Президента.  И все эти виды приоритетов имеют различия в своей структуре.

 Федеральные приоритеты до последнего времени (до включения в их состав задачи развития инновационной инфраструктуры) были приоритетными направлениями научных исследований и разработок. Их истоками были научные организации. Региональные приоритеты сложились под влиянием местных региональных нужд, и уже потом под влиянием интересов научных кругов региона. Наиболее типовой набор региональных приоритетов обычно включает 5 групп целей: экология региона, эффективное использование местных природных ресурсов, важнейшие социальные проблемы (здоровье населения, превалирующие заболевания, образование), повышение эффективности государственного управления, научно-техническая поддержка местной промышленности. Последний блок, естественно, самый мощный.  

 Если сравнить структуру приоритетов федерации и регионов, то видно, что структура региональных приоритетов гораздо ближе к сложившейся в настоящее время типовой структуре Форсайта. Форсайт включает в большинстве стран как вопросы прогнозирования собственно научных исследований, так и перспективы освоения рынков высоких технологий,  решение важнейших социальных и управленческих проблем, которые у нас принято обозначать как «госнужды»:

 - прогнозирование технологий;

 - выбор рыночных ниш с учетом соотношения сил в мировой экономике;

 - выбор секторов интересов (запросы общества);

 - определение траектории движения (промежуточные события, связи между направлениями).

 В настоящее время сложилась ситуация, которую можно назвать переходной. В первом варианте закона о науке Российской Федерации была предусмотрена совместная с регионами деятельность в выработке научно-технической политики. В ходе реализации этих положений в законах о науке некоторых регионов были включены статьи, определяющие порядок участия региона в формировании федеральных приоритетов. Такая статья была, например, в законе о науке Красноярского края. На практике федеральные приоритеты формировались как чисто федеральная задача, что было, в конечном счете, закреплено в новой редакции закона о науке, из которой было изъято положение о сфере совместной деятельности (совместные полномочия). Но переход к более высокой технологии государственного управления в инновационной сфере, какой является применение Форсайта, потребует вновь координации действий между федерацией и ее субъектами, поскольку долгосрочное прогнозирование федерального уровня неотделимо от разработки региональных прогнозов.

 Дадим краткое определение сути Форсайта, как оно сложилось в ходе дискуссий и обсуждений. «Целью разработки научно-технологического прогноза является формирование мировоззренческой картины состояния и поэтапного развития отечественного научно-технологического комплекса во взаимосвязи с социально-экономическим развитием страны и тенденциями мировой экономики, а также в увязке с интересами общества, органов власти и бизнеса» (С.Г.Кара-Мурза, РИЭПП). Имеются специфические особенности организации Форсайта в России. В странах со стабильной экономикой достаточно использования методов трендов, продолжения в будущее уже имеющихся тенденций. Россия же находится в переходном состоянии, а в некоторых отношениях и в состоянии кризисном, поэтому простые экстраполяции тенденций у нас не сработают. Необходимо предвидение критических ситуаций, а для этого привлечение общественности, широкого круга специалистов.

 На круглом столе, посвященном Форсайту года два назад, было дано ключевое определение Форсайта как «согласованное ведущими группами интересов представление о будущем на базе научных прогнозов и признанных приоритетных нужд». Основные группы интересов – это бизнес, власти, общество. Научное сообщество в данном случае не входит, так как выступает в роли рабочего инструмента. Определение в принципе правильное, но, на наш взгляд, слишком обобщенное.

 Более ясное представление дает указание на задачи технологического прогноза. Форсайт выступает «в качестве важного инструмента выявления новых технологических возможностей и их оценки всеми субъектами политики, для формирования национальных научно-технических приоритетов и, в конечном счете, для создания научной и технологической платформы развития всех секторов экономики, для повышения качества жизни, для обеспечения экономической, оборонной, технологической, экологической безопасности страны. Технологический Форсайт позволяет не только выявить новые технологические возможности, но и увязать их с социально-экономическими вызовами, культурными особенностями, с тенденциями на мировом и национальных рынках. Кроме того, отдельные результаты Форсайта являются информационной основой для разработки стратегий (экономических, экологических, обеспечение продовольственной безопасности и т.д.) федеральными и региональными структурами власти и корпоративным сектором» (определение Н.В.Гапоненко, РИЭПП).

 Важно подчеркнуть принципиальное отличие Форсайта от обычного научно-технического прогнозирования. Прогнозирование позволяет представить, какие технические возможности откроются в будущем перед производством. Если бы Форсайт давал только эту информацию, то в нем не было бы необходимости. Но Форсайт дает и предвидение возможного ущерба от технологического отставания, поскольку прогнозирование технологий доводится до прогнозирования возможности занятия рынка, получения доходов от применения новых технологий, соответственно и прогнозирование ожидаемых потерь рынков при технологическом отставании. Принятый в настоящее время метод включения в Форсайт запросов общества реально означает просчет последствий от запаздывания с решением социальных и экологических проблем. Отставание с их решением обычно объясняют недостатком средств в бюджете. Но на деле это означает передачу проблем в резко отягченном виде преемникам действующей администрации. Формирование социальной или экологической проблемы как научного заказа позволяет находить нестандартные решения, экономящие бюджетные средства. Такой опыт накоплен и в России. Например, в Орловской области администрация обратила внимание на то, что рост затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог превышает темпы роста областного бюджета. В результате выполнения исследований была создана технология ремонта с использованием отходов производства, что снизило стоимость ремонта и заодно позволило улучшить экологическую ситуацию.

 Заблаговременный поиск приемлемых научных и технических решений в области экологии, социальной сферы, развития инфраструктуры, позволяет экономить средства и предотвращать катастрофические ситуации.

 Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» содержит положения о необходимости включения результатов научно-технического прогнозирования в программы социально-экономического развития». Подобные нормы включены и в соответствующие законы субъектов федерации. Поэтому может возникнуть вопрос,  что нового содержит идея Форсайта?

 Технологический Форсайт отличается от обычного научно-технического прогноза, упоминаемого в федеральном законе, следующими чертами:

 1. Сроками прогнозирования (на практике до 25 лет, в принципе не ограничиваются);

 2. Динамкой. Прогнозируется процесс со всеми его изменениями, с учетом переломных  моментов. Учитываются возможности вытеснения технологий, образования комбинированных технологий, взаимодействие и взаимозамена технологий;

 3. Отработкой специфической методологии. Ставится цель наиболее полного использования имеющейся информации. Планируется широкое привлечение экспертов, научных организаций, бизнеса, общественности;

 4. Встречным движением технологий и потребностей общества.

 5. Участием в прогнозе всех заинтересованных субъектов.

 6. Предусмотрением системы мер реализации намеченного прогноза, признанного наиболее отвечающего интересам сообщества.

 7. Долгосрочные интересы страны начинают учитываться в текущей политике.

 8. Сквозное осмысление перспективы от политических сценариев до бизнес-планов

. Форсайт не укладывается в рамки вспомогательного средства разработки программ социально-экономического развития. Его применение потребует внесения поправок в законодательство. Признание Форсайта как специфического метода государственного управления означает признание особой роли нового вида экономической деятельности – инновационной деятельности. Производство технологий и инновационных продуктов становится постепенно ведущим видом деятельности, определяющим будущее стран. Эта сфера требует собственных методов управления, государственного регулирования. И сразу становятся видны долговременные следствия организационного и правового оформления этой сферы: долговременные интересы общества впервые получают формальное выражение; появляются субъекты – носители этих интересов, участвующие в проведении Форсайта; становится возможным законодательно регулировать долгосрочные интересы и действия; как высказался когда-то один из основоположников кибернетики У.Росс Эшби: «появляются новые интеллектуальные мышцы».

 Организация федерального Форсайта предполагает сотрудничество с регионами, как это сложилось при выборе мест размещения внедренческих зон, создания новых организаций инфраструктуры инновационной деятельности, реализации отдельных инновационных проектов.  Механизм реализации федеральной целевой программы предполагает сбор предложений от организаций и регионов для формирования на их основе лотов и проведения конкурсов. В последние годы возросло значение федеральных округов в организации и координации инновационной деятельности в регионах. Применительно к проблеме Форсайта значение межрегионального сотрудничества особенно значимо в силу того обстоятельства, что в любом регионе собственный научный потенциал недостаточен для обеспечения модернизации промышленности и перехода к инновационному развитию. Необходимо принимать во внимание научное и технологическое развитие за пределами региона, а на более высоком уровне координации действий и согласовывать долгосрочные прогнозы, выполнение которых зависит от целенаправленных действий и администраций регионов и бизнеса.

 Андреев Ю.Н., к.э.н.  заместитель директора Российского  научно-исследовательского института  экономики, политики и  права  в научно-технической сфере




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.