ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-07-21
116 млрд. под каток
Источник: газета "Финансовые Известия"

  В 2006 году на содержание и строительство федеральных автотрасс в России будет потрачено 116 млрд. рублей. И большая часть от этой суммы пойдет на ремонт уже существующих дорог. На формирование полноценной дорожной сети этих денег явно недостаточно. Дорожники просят в 5-7 раз больше. Но, вспоминая прошлые годы, когда немалая часть выделяемых на строительство дорог денег разворовывалась, законодатели неохотно выделяют средства дорожному ведомству. Да и уверенности, что дорожники смогут освоить больше средств, чем выделяется, нет. Теперь - в оправдание роста расходов - Росавтодор все больше ссылается на рост аварийности как следствие плохого состояния дорог. По статистике около половины ДТП у нас происходит в 3500 самых опасных местах. Их-то и собирается ликвидировать дорожное ведомство в ближайшие три года.

 По словам главы Федерального дорожного агентства Олега Белозерова, на поддержание дорожного хозяйства России в нормальном состоянии необходимо ежегодно выделять 600-800 млрд. рублей, а выделяется 116 млрд. - без учета инфляции примерно столько же, сколько и в прошлом году. Однако денег государство не дает отнюдь не из жадности. В свое время дорожники, занимавшиеся освоением бюджетных средств, сами себя дискредитировали их нецелевым использованием. Непрозрачность расходования средств из Дорожного фонда, низкое качество работ сильно подорвали их авторитет.

Сейчас дорожники, может, и рады были бы использовать средства как надо, да бюджеты уже не те, ну и уверенности, что не "согрешат" опять, нет. "Сегодня в российском законодательстве по сути отсутствует необходимая нормативно-правовая база в дорожной отрасли, - заявил председатель комитета Госдумы по промышленности Мартин Шаккум. - Но мы поэтапно будем выправлять эту ситуацию. Необходимо обеспечить жесткий контроль за расходованием бюджетных средств на строительство дорог". Кроме того, до сих пор не определены приоритеты дорожного строительства - на все ведь денег не хватает.

Так на что тратить выделяемые бюджетные миллиарды в первую очередь? На реконструкцию и возведение основных федеральных магистралей, на платные трассы или новые дороги общего пользования (в России тысячи населенных пунктов вообще не имеют сухопутной связи с внешним миром), ремонт существующих трасс или строительство развязок? Сами дорожники предлагают за счет бюджетных средств в первую очередь решать проблему аварийности. Интересно, что решением этой задачи оправдывают выделение бюджетных средств и авторы другой федеральной целевой программы - "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Там на эти цели заложено более 50 млрд. рублей.

Протяженность федеральных автотрасс в России составляет сегодня всего 47.1 тыс. км. Это 7.8 % от длины всех дорог общего пользования в стране. Но на федеральные трассы приходится около половины всей интенсивности движения. При этом около 60% федеральных трасс и более 70% региональных дорог не соответствуют тем или иным требованиям (прочность асфальта, колейность, освещение, безопасность). Который год представители дорожного ведомства твердят о том, что их потребности не удовлетворяются и на 20%. В этом году их поддержал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он назвал ситуацию со строительством дорог в стране "нетерпимой и вызывающей уныние".

С 2000 года, по словам Александра Мишарина, замминистра транспорта, доля расходов на дороги в бюджете снизилась в 1.5 раза, в региональных бюджетах - втрое. Этих средств едва хватает на ремонт самых проблемных участков, а про строительство новых автотрасс и говорить не приходится. В этом году на эти деньги достраиваются лишь кольцевая вокруг Санкт-Петербурга, магистраль Чита-Хабаровск да объездные дороги вокруг Сочи, Красноярска и Новосибирска.конецформыначалоформы

Но без должного ухода уже существующие автотрассы постепенно приходят в упадок. Не ремонтируются дороги, не строятся новые магистрали и развязки - вот и растет число ДТП. Сегодня в России уровень риска гибели в дорожной аварии в разы выше, чем в экономически развитых странах. Ежегодно при анализе аварийности выявляется около 3500 мест концентрации ДТП. При этом по степени опасности они распределяются следующим образом: 10-12% - как очень опасные; 27-30% - как опасные; около 70% - как малоопасные. Конечно, решение проблемы высокой аварийности на российских дорогах дорожники будут выдвигать на первое место при защите объемов финансирования. Ведь это очень удобный предлог для выкачивания средств из бюджета. Так, Росавтодор предлагает в ближайшие три года ликвидировать все опасные места концентрации ДТП. Единственную задачу, которую осталось решить дорожникам, чтобы получить бюджетные средства, - проблему целевого их использования. 
 
Михаил ХМЕЛЕВ 
 
 




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.