ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-07-20
Минэкономразвития отредактирует концепцию создания СПУН
Источник: "Cnews.ru"


Минэкономразвития России приступает к работе над новой редакцией Концепции создания системы персонального учета населения в Российской Федерации.


Концепция создания системы персонального учета населения (СПУН) Российской Федерации была подготовлена министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и одобрена распоряжением правительства Российской Федерации N748-р от 9 июня 2005 года.


В 2005-2006 гг. тема персональных данных не раз вызывала бурную общественную дискуссию, в том числе и в ходе рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2006 году проекта закона «О персональных данных». Граждане, политики, государственные служащие высказали многочисленные опасения, связанные с возможными угрозами правам и свободам человека и гражданина, а также безопасности государства в связи с созданием системы персонального учета населения.


Общественная реакция на этот законопроект подтверждает актуальность выбранной Минэкономразвития России стратегии открытости в работе по информатизации процессов государственного управления и заставляет обратить особое внимание на реализацию в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» пилотных проектов, связанных с системами персонального учета населения Российской Федерации.


Реализация ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» по линии Минэкономразвития России направлена на защиту интересов и прав граждан и организаций при информатизации процессов государственного управления. «Переход в работе государственных служащих от бумаг к электронным технологиям не должен ни менять сущности государственного управления, ни создавать условия для нарушения прав и свобод человека и гражданина». – Говорит заместитель Директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церен Церенов. – «Чиновники должны знать о людях и их делах только необходимый минимум, который определен исключительно законом и безусловно необходим для исполнения государственных и муниципальных функций. В то же время гражданин должен иметь возможность получить о своём государстве максимально возможный объём информации. В частности, без специального разрешения каждый должен иметь возможность в любой момент узнать, что о нём знает государство, и кто именно из государственных служащих собирал, запрашивал и получал эту информацию. Декларации об открытости и прозрачности государства для общества не должны оставаться на уровне благих пожеланий и громких политических заявлений, реальные механизмы обеспечения информационных прав должны стать реальностью нашей повседневной жизни».


Учитывая высокую степень общественной и государственной значимости темы персональных данных, опыт реализации положений Концепции, их экспертную оценку и тесную связь с административной реформой в части оказания государственных услуг гражданам на основе персональной информации, Минэкономразвития России считает необходимым пересмотреть принципы информатизации систем персонального учёта населения и обратить особое внимание на развитие нормативно-правовой базы их создания и функционирования. В связи с этим Министерство видит необходимость приступить к работе над новой редакцией Концепции создания СПУН, которая бы учла выявленные общественные и государственные интересы, точки зрения разных групп населения, и сформировала основу законодательства о персональных данных.


В целях широкого общественного обсуждения и привлечения максимального числа заинтересованных лиц к работе над новой редакцией Концепции создания СПУН, Минэкономразвития России выносит для публичного обсуждения Принципы создания СПУН, в соответствии с которыми предполагается вести работу над новой редакцией Концепции создания системы персонального учета населения в Российской Федерации. Поскольку система персонального учета населения тесно связана с оказанием населению более чем 200 государственных услуг, подлежащих совершенствованию в рамках текущей административной реформы, Принципы сформулированы в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. (ar.economy.gov), а также Концепцией интеграции административной реформы и ФЦП «Электронная Россия» .


Предложенные Принципы предварительно обсуждены и одобрены рядом экспертов, как работающих в сфере создания «электронного государства», так и представляющих общественные организации. В настоящее время в рамках ФЦП «Электронная Россия» разрабатывается методология реализации данных Принципов на современной информационно-технологической платформе в текущих пилотных проектах создания СПУН в регионах Российской Федерации.


В соответствии с Принципами, система персонального учета населения (СПУН) Российской Федерации обеспечивает исключительно обмен сведениями о гражданах и иных лицах, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, ведущими персональный учёт населения. При этом сбор, обработка, а также любое иное использование персональных данных государственными органами Российской Федерации осуществляются исключительно на основании законов Российской Федерации, прямо предписывающих такие действия с персональными данными в рамках реализации государственных и муниципальных функций.


Создание СПУН не предполагает кардинальных изменений действующих полномочий по сбору и обработке персональных данных органами государственной власти, местного самоуправления и уполномоченных государственных организаций, осуществляемых в рамках выполнения закрепленных за ними законом функций.


Если законом разрешены обмен персональными данными между системами учёта, способы и технологии организации информационного обмена в рамках СПУН регламентируются исключительно доступными публично нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, а также государственными стандартами. Даже при наличии закона, ни сбор данных государством, ни межведомственный или иной обмен ими не могут осуществляться нерегламентированными и неизвестными гражданам способами.


Идентификатор персональных данных может быть присвоен не человеку, а только его только персональным данным. При этом присвоение такого идентификатора осуществляется не в рамках СПУН, а в рамках конкретной системы учёта. Использование таких идентификаторов при обменах через СПУН и за пределами системы учёта не производится. При обмене персональными данными через СПУН отождествление данных из разных систем учёта населения как относящихся к одному лицу производится на основе утвержденного федеральным законом стандарта. При неоднозначности результата процедуры отождествления персональных данных соответствие персональных данных определяется не автоматизированной системой, а уполномоченным государственным служащим.


В рамках СПУН не создается государственный регистр населения, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации. СПУН в обязательном порядке осуществляет учет и протоколирование всех производимых в системе действий по обмену информацией, однако сами персональные данные, являющиеся предметом такого обмена, в СПУН не сохраняются.

 




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.