ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-04-25
Новый российский марсианский проект
Источник: РИА "Новости"

О российском проекте доставки на Землю образца грунта с марсианского спутника Фобос (проект "Фобос - Грунт") сказано и написано уже немало. Проект включен в Федеральную космическую программу (ФКП) на 2006-2015 гг. Старт автоматической межпланетной станции запланирован на 2009 г. По заявлению научного руководителя проекта, директора Института космических исследований Российской академии наук Льва Зеленого "экватор"  подготовительных работ уже пройден.

Несомненно, выполненный в земных лабораториях анализ грунта Фобоса, состоящего, как предполагается, из первородного  материала того протопланетного облака, из которого образовались все тела Солнечной системы, даст очень многое для понимания эволюции Земли.

Ученые полагают, что в образце грунта Фобоса,  возможно, ока-жется и какое-то количество марсианского вещества, выброшенного с "Красной планеты" в  результате вулканической деятельности. Тогда можно будет  изучить и природу марсианской "землицы".

Разумеется, еще привлекательнее было бы  доставить грунт непосредственно с Марса,  причем из заранее выбранного района. И такой проект разрабатывается в настоящее время российскими учеными. По аналогии с "Фобос - Грунтом" он получил обозначение "Марс - Грунт".

Надо заметить, что задача доставки грунта с планеты в какой-то степени более сложная, чем с ее спутника. Сила притяжения на Фобосе из-за малой его массы невелика и для спуска на поверхность не требуются какие-то мощные посадочные системы. Даже, наоборот, понадобятся "прижимные"  реактивные двигатели, которые "приклеили" бы  космический аппарат к Фобосу и дали возможность закрепиться на нем.

Для посадки на Марс требуются и парашютные системы, и специальные устройства мягкого "приземления". Напомним, что именно в моменты посадок погибли большинство из запущенных на Марс космических аппаратов. Наконец, для взлета с поверхности планеты возвратной ракеты с образцами марсианского грунта она должна быть достаточно  мощной и состоять, как и при старте с Земли, из нескольких ступеней. Именно из-за этих сложностей в течение всей почти полувековой истории марсианских миссий исследования планеты и ее грунта предпочитали проводить "на месте" с помощью десантируемых на поверхность многопрофильных физико-химических лабораторий, в том числе и подвижных.  Сегодня задача доставки грунта с Марса стала на первое место в  ряду мировых приоритетных фундаментальных космических исследований и, возможно, российские ученые станут первыми, кому удастся ее реализовать.

В качестве технической "изюминки"  проекта "Марс - Грунт" предлагается космический аппарат с управляемым аэродинамическим торможением при посадке на марсианскую поверхность. В условиях сильной разреженности марсианской атмосферы такой вариант посадки представляется эффективнее традиционных парашютных систем. Проектно-поисковые работы, выполненные разработчиком технической части проекта Научно-производственным объединением им. Лавочкина, показали возможность создания на этой основе аппарата массой 5200 кг. который в состоянии обеспечить доставку на "Красную планету" поса-дочной  платформы со всем необходимым оборудованием для забора грунта и со взлетной ракетой массой порядка 1700 кг. При этом  потребные  массово-энергетические характеристики средств выведения космического аппарата на траекторию полета к Марсу вполне укладываются в рамки возможностей ракетносителей  "Протон" или "Зенит-3SL".

Космический аппарат "Марс-Грунт"  будет состоять из перелетно-десантируемого модуля, посадочной платформы со взлетной  ракетой, грунтозаборного устройства и соединительных элементов. Перелетно-десантный модуль - основной несущий элемент аппарата. В донной час-ти он соединяется с посадочной платформой, предназначенной для обеспечения  мягкой посадки взлетной ракеты на марсианскую поверхность размещения на ней устройств для  забора образцов грунта и их загрузки в возвращаемый аппарат взлетной ракеты, обеспечения ее старта к Земле.

По сути, посадочная платформа является модифицированным служебным модулем космического аппарата проекта "Фобос-Грунт", разработка которого была начата еще в конце 1990-х годов для замены   устаревшего орбитального аппарата  проектов "Фобос" и "Марс-96". Новый модуль станет базовым для планетных миссий на ближайшие 10-15 лет, поскольку его схема построения позволяет совершенствовать отдельные системы без существенных изменений и доработок конструкции в целом.

Основой посадочной  платформы массой 752 кг служит кольцеобразная термостабилизированная конструкция, на которой располагаются практически все системы перелетно-десантного модуля. Снизу к ней крепятся три посадочные опоры-амортизаторы.

Взлетная ракета - трехступенчатая. Первая ступень обеспечивает старт с поверхности Марса; вторая - выведение на орбиту искусственного спутника планеты и переход с нее на траекторию перелета к Земле; третья - перелет по трассе Марс - Земля,  включая проведение  необхо-димых  коррекций траектории.

В качестве основы при создании взлетной ракеты используется аналогичная ракета проекта "Фобос - Грунт". Она же в дальнейшем должна быть базовой для решения задач программы научных космиче-ских исследований в период до 2020 г.

Предлагаемая схема отечественной миссии по доставке грунта с Марса выбрана с учетом международных долговременных программ исследований этой планеты и, в частности, программы, разработанной NASA на период до  2011 г. В то же время, являясь одним из этапов Федеральной космической программы (в совокупности с миссией к марсианскому спутнику Фобос, реализуемой в настоящее время на проектно-конструкторском уровне), она носит вполне самостоятельный характер.

"Точная дата этой миссии "Марс - Грунт"  еще не определена, но состоится она не позже 2015 года",  - сказал генеральный директор и генеральный конструктор "НПО им. Лавочкина"  Георгий Полищук.

Ю.Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.