ФЦП
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИИ
2006 год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021  
 
| Помощь | Вход в систему  

        НОВОСТИ ФЦП

   СОДЕРЖАНИЕ   






 

 
2006-02-03
О состоянии и задачах таможенных органов Российской Федерации на ближайшую перспективу с учетом их ресурсного обеспечения
Источник: "ТАМОЖНЯ.РУ"
Выступивший на заседании коллегии министр экономического развития и торговли Герман Греф сформулировал основную задачу, стоящую перед таможенными органами страны: «Обеспечить кардинальное улучшение таможенного администрирования на границе Российской Федерации».

С основным докладом выступил руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. В своем докладе он представил разработанный ФТС России совместно с департаментами Минэкономразвития План мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации.

Деятельность таможенных органов на современном этапе характеризуется следующими показателями.

В 2005 г. в доход федерального бюджета перечислено более 2,1 триллиона рублей или 74,3 млрд. долл. таможенных платежей. Это на 882,7 млрд. руб. или на 31,99 млрд.долл. больше, чем в 2004 г. Наблюдается устойчивый ежемесячный прирост таможенных платежей при импорте. В 2005 г. они составили порядка 750,3 млрд.руб. или 26,5 млрд.долл., что на 33% больше, чем в 2004 г.

Принятие и введение в действие с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса создали условия для либерализации внешнеторговой деятельности и внедрения признанных во всем мире таможенных процедур – электронного декларирования, системы управления рисками, пост-аудита.

В настоящее время 99,9% таможенных деклараций оформляются в установленные Таможенным кодексом 3 дня, 95% товаров по импорту выпускаются в день подачи декларации, что положительно влияет на пополнение доходной части бюджета.

Вместе с тем ряд проблем в деятельности таможенных органов существенно снижают эффективность их работы. К ним относятся: занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности, неразвитость системы информирования о ценообразовании, низкая эффективность контроля на основе методов аудита, слабое взаимодействие оперативных подразделений таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, недостаточная подготовленность кадров, слабая их мотивация, высокий уровень коррупции.

Все это результат нерешенности ряда системных проблем, непосредственно влияющих на эффективность работы таможенных органов.

Главные и самые серьезные задачи, которые предстоит решить, связаны с проблемой обустройства и интегрированного управления на границе. Это самое приоритетное и самое затратное направление деятельности по реализации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р).

Основной смысл предусмотренных Концепцией преобразований заключается в создании конкурентоспособной таможенной службы, равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.

Достижение указанной цели возможно за счет решения главной задачи – создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и таможенного оформления, основанной на международных стандартах, а также других задач. В частности:

1. Оснащение таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля.

В 2006–2010 гг. предполагается обеспечить таможенные органы инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), в том числе: стационарными – 50 (для автомобильных пунктов пропуска – 30; для аэропортов – 10, морских портов – 4, железнодорожных – 6), мобильными – 22.

Каждый запущенный в эксплуатацию ИДК окупится за 1,5 – 2 года.

Предусмотрено также обеспечение таможенных органов средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами, весовым оборудованием.

Реализация данных мероприятий позволит сокращать недостоверность декларирования ежегодно на 12%.

2. Обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска.

Предполагается строительство 149 новых и реконструкция 37 существующих автомобильных пунктов пропуска.

3. Введение системы интегрированного контроля на государственной границе Российской Федерации.

Предполагается, что количество государственных контрольных органов в режимной зоне в пунктах пропуска сократится до двух (пограничной и таможенной служб), будут созданы необходимые условия для работы других контролирующих органов.

Ожидаемая эффективность: упрощение процедур таможенного оформления;

сокращение финансовых затрат участников внешнеторговой деятельности на прохождение таможенных процедур (один час простоя на границе дополнительно около 0,04% к стоимости товара); увеличение пропускной способности пунктов пропуска к 2010 г. на 18 500 автомобилей в сутки.

4. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при контроле внешнеторговой деятельности.

Создание принципиально новой системы организации таможенного контроля и оформления предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль). Данная система позволит в режиме реального времени отслеживать всю цепочку поставки товара, совместно с другими контрольными органами принимать оперативные решения.

5. Создание в структуре таможенных органов операционного центра для обработки информации и принятия решений.

Его главной задачей будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и оперативное управление таможенными органами для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства.

В первом полугодии 2006 г. планируется создать банк данных стоимости товаров на мировом рынке на основе информации, предоставляемой производителями основных платежеемких товаров. А к 2009 г. завершить создание единой базы данных справочных цен на товары и услуги, которые будут постоянно поддерживаться и актуализироваться Федеральной таможенной службой.

6. Внедрение предварительного информирования таможенных органов РФ, обеспечение информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств.

Применение системы предварительного информирования (информационный обмен между таможенными службами), предусмотренный Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли, будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между РФ и странами контрагентами на 10% ежегодно, повысит эффективность борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости.

7. Разработка и внедрение современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования, методов таможенного аудита, таможенного контроля после выпуска (пост-аудит), защиты прав на интеллектуальную собственность

Реализация этих мероприятий позволит сделать систему организации таможенного контроля и таможенного оформления одинаково прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности. Будет сформирована система обезличенного прохождения таможенных процедур, когда участник внешнеторговой деятельности не будет иметь непосредственного контакта с должностными лицами таможенных органов.

8. Создание современных складских таможенно-логистических терминалов.

9. Размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью.

10. Внедрение в таможенное дело международных норм и правил.

В 2006 г. предполагается начать переход на применение Единого административного документа Европейского Союза, а также создание новой автоматизированной системы контроля таможенного транзита, сопряженной с общеевропейской системой NCTS (новая компьютеризированная транзитная система). Данное нововведение позволит однократно заполнять таможенные документы, что сократит вероятность занесения неверных данных и уменьшит время на таможенные формальности.

11. Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах

Выполнение данной задачи невозможно без создания системы ротации кадров, проведения качественных изменений в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, повышения денежного содержания и уровня социальной защищенности таможенников.

Предполагается разработка аналитической программы ведомства «Борьба с коррупцией и должностными преступлениями в таможенных органах».

Ресурсное обеспечение всех планируемых мероприятий предполагается осуществить за счет их включения в действующие федеральные целевые программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 гг.)» и «Электронная Россия» с дополнительным выделением средств, через новую ведомственную целевую программу «Развитие таможенных органов Российской Федерации (2006 – 2010)», а также за счет текущего финансирования таможенных органов.

Расчеты влияния реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией, на макроэкономические показатели в 2007-2010 г. показывают, что полный эффект от реализации совокупности предложенных мер приведет к ежегодному росту бюджетных поступлений в размере 160 млрд. рублей. Данные мероприятия будут способствовать выводу из теневого оборота товаропотока, и, как следствие, формированию дополнительной налогооблагаемой базы для взыскания налогов, администрируемых таможенной и налоговой службами.

Индикатором эффективности проводимых мероприятий является сокращение расхождений статистических данных внешней торговли между Российской Федерацией и другими странами.

Реализация предусмотренных мероприятий будет иметь положительное влияние не только на рост доходов бюджета, но и на обеспечение макроэкономической стабильности, создание дополнительных стимулов для роста отечественного производства, сообщили в пресс-службе ФТС.




НАЗАД
 
© Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.